Покровительство какому либо делу науке культуре это?

§ 1. Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в. (окончание)

Социальная структура

Модернизация экономики в начале XX в. сопровождалась важными изменениями в социальной структуре общества.

По закону всё население России традиционно делилось на сословия — потомственные и личные дворяне, почётные граждане, купцы I, II, III гильдий, мещане, крестьяне, казаки и др. Вспомните, какой признак является главным при выделении сословий — экономический или юридический (правовой).

Модернизация разрушала сословные перегородки. Традиционное деление на сословия дополнялось и вытеснялось делением на классы.

Численность крупной буржуазии (т. е. имеющей доходы свыше 10 тыс. р. в год) была незначительна. В начале века она составляла примерно 25 тыс. человек (с членами семьи 125 тыс.), в 1910 г. — около 30 тыс. (с членами семьи 200 тыс.). Российская буржуазия не имела прочной опоры в обществе, так как практически отсутствовали средние слои населения, т. е. мелкие собственники. Она была тесно связана с правительством, не имела политических прав. На фабриках и заводах существовала беспощадная эксплуатация наёмных рабочих.

Многие представители российской буржуазии были образованными людьми, занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. Текстильный фабрикант П. М. Третьяков передал в дар Москве уникальную коллекцию русской национальной живописи и великолепное здание, в котором она размещалась. При финансовой помощи С. Т. Морозова был создан Московский художественный театр.

К началу XX в. в России было примерно 13 млн наёмных рабочих, из них 2,8 млн — потомственные рабочие, остальные — рабочие в первом поколении, как правило выходцы из деревни. По закону, принятому 14 июня 1897 г., рабочий день составлял 11,5 ч. Заработки едва позволяли сводить концы с концами. Рабочий-углекоп в Донбассе в 1902 г. мог заработать не более 24 р. в месяц, а минимальные расходы, не считая плату за жильё, семьи из 4 человек составляли 30 р. Семьи многих рабочих жили впроголодь. На предприятиях действовала драконовская система штрафов — они забирали до 30 % зарплаты. Как правило, рабочие ютились в построенных при фабриках казармах, всю мебель которых составляли двухэтажные нары и длинные обеденные столы и скамейки. У рабочих не было элементарных гражданских прав, и это особенно их возмущало. Они не могли создавать организации даже для защиты своих экономических интересов. За участие в стачках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев. Бесправие усугублялось полицейским произволом.

Высшей социальной группой в России являлось поместное дворянство. Помещики владели огромной земельной собственностью, но и здесь происходили перемены. Землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наёмного труда. В 1905 г. таких имений было не более 3 %. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы, как правило, превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались.

В крестьянской среде шло имущественное расслоение. В деревне появились люди, главным источником богатства которых была эксплуатация наёмного труда, торговля, ростовщичество. Именно их, а не всех зажиточных хозяев называли кулаками. К началу XX в. кулаки составляли 2—3 % крестьянского населения. К ним примыкали примерно 15 % зажиточных крестьян. Главным мерилом зажиточности было наличие определённого количества скота — более четырёх лошадей, столько же коров. На другом полюсе деревни — безлошадные хозяйства (примерно 25 %). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы — таких хозяйств насчитывалось до 10 %. Крестьянство задыхалось от острого малоземелья. Земли не хватало, многие крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков.

За землю расплачивались деньгами или работой в пользу помещика (отработки). Крестьяне продолжали платить государству деньги за своё освобождение от крепостной зависимости. Они оставались самой бесправной категорией населения. Сохранялись сословные суды и телесные наказания. Деревенская жизнь находилась под контролем земских начальников.

Важную роль в общественной жизни России играла интеллигенция. К началу XX в. в России 2,7 % населения занималось преимущественно умственным трудом: учёные, преподаватели, врачи, лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты идр.). К 1917 г. их количество удвоилось и составило 1,5 млн человек.

Образ жизни

Свыше 80 % населения России проживало в сельской местности. В то же время быстро росло городское население. При этом треть горожан сосредоточивалась в крупных городах.

Образ жизни городского населения Европейской России, Финляндии, Польши, прибалтийских, юго-западных губерний всё более приближался к уровню индустриальной эпохи. Широко развернулось многоэтажное жилищное строительство. Электричество, лифт, водопровод и телефон становились обыденным явлением в домах зажиточных горожан. По улицам рядом с извозчиками быстро бежали трамваи, перестали быть редкостью автомобили. Сельские жители страны придерживались традиционного уклада жизни, вековых правил и норм поведения, хотя и в деревню проникали городские веяния. В то же время многие народы Российской империи практически не были затронуты влиянием цивилизации. Их жизнь, быт, культура и верования находились на уровне родоплеменных отношений.

По уровню грамотности населения Россия занимала одно из самых последних мест в Европе. В 1897 г. грамотных было 21,2 %: 29,3 % — среди мужчин, 13,1 % — среди женщин. Грамотное население жило преимущественно в крупных городах. Высшее образование имел один человек из ста, среднее — четыре человека. Только среди дворянства и духовенства неграмотных практически не было. На нужды просвещения государство тратило в год 43 к. в расчёте на душу населения, в то время как Англия и Германия — около 4 р., США — 7 р.

Таким образом, Российская империя в начале XX в. представляла собой огромную по территории многонациональную державу, вставшую на путь индустриальной модернизации, но сохранившую традиционные политические устои.

Запоминаем новые слова

Автономия — самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства, отдельным учреждением.

Индустриал —общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством.

Меценатство —покровительство какому-либо делу, науке, культуре.

Модернизация — процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

§ 1. Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в.

Территория и население Российской империи. В начале XX в. Российская империя была одной из крупнейших стран мира. По размерам территории — более 22 млн км (почти 17 % обитаемой суши) — она занимала второе место, уступая только Британской империи.

Российская империя делилась на губернии и области. Автономию сохранило только Великое княжество Финляндское. В зависимости от России находились Хивинское ханство и Бухарский эмират.

Согласно переписи 1897 г. на территории страны проживало более 128 млн человек (третье место после Британской империи и Китая).

Российская империя была многонациональной страной. В ней проживало более 100 народов и народностей.

На огромных просторах страны сосуществовали все основные религии. Большинство населения, и прежде всего русские, исповедовало православие. Немалая часть русского населения причисляла себя к старообрядческой церкви. В Польше, прибалтийских губерниях и Финляндии большинство населения исповедовало католицизм и протестантизм. Большая группа народов — татары, башкиры, многие горцы Кавказа, азербайджанцы, народы Средней Азии — были мусульманами. Калмыки и буряты являлись последователями буддизма. Часть населения исповедовала иудаизм. У многих коренных народов Севера и Сибири сохранялись языческие верования.

Особенности российской модернизации. В начале XX в. в России продолжался процесс модернизации.

Модернизация охватила все ведущие страны, но у российской модернизации были свои особенности. Рассмотрим самые важные. Начнём с экономики.

Вы знаете, что Россия относительно поздно (когда?) вступила на путь капиталистического развития. Догоняя ушедшие вперёд страны, она должна была двигаться как можно быстрее, переходить к индустриальному обществу в короткие сроки. Модернизация экономики потребовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе и под контролем государства. В начале XX в. модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны. (Предположите какие.)

Одна из первых трамвайных линий в Москве. Начало XX в.

Однако российская модернизация имела свои особенности. Так как Россия значительно позже, нежели ведущие державы мира, вступила на путь капиталистического развития, то для того чтобы не отстать от них, необходимо было совершить переход к индустриальному обществу в более короткие сроки. Поэтому российская модернизация привела к напряжению всех сил страны. Она проходила по инициативе и под контролем верховной власти, затрагивала прежде всего те сферы и отрасли экономики, которые способствовали укреплению могущества государства. В связи с особой ролью верховной власти в деле экономической модернизации страны, большой проблемой для России стала модернизация её политических и социальных отношений.

Политический строй. Государственные символы. Политический строй Российской империи к началу XX в. существенных изменений не претерпел.

Из свода основных государственных законов Российской империи

Ст. 1. Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает.

Ст. 51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти.

Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти — законодательной, исполнительной, отчасти судебной.

Совещательным органом при императоре являлся Государственный совет. Он имел право «подавать императору мнения по вопросам законодательства». Но император вовсе не был обязан прислушиваться к этим мнениям. Монарх руководил страной через Комитет министров, являвшийся высшим исполнительным органом империи. Министры были ответственны только перед императором. Император был главой не только государства, но и Русской православной церкви, официально признанной «первенствующей и господствующей» в стране. Управление православной церковью царь осуществлял через Синод. К высшим государственным учреждениям относился и Сенат, который следил за законностью действий высших чиновников и обладал правом обнародовать законы.

Гербом Российской империи был двуглавый орёл с царскими регалиями — коронами, скипетром и державой. Государственный флаг представлял собой полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Гимн начинался словами: «Боже, Царя храни. »

Читайте также  Массаж лица по жаке что это такое?

Социальная структура. Модернизация экономики в начале XX в. сопровождалась важными изменениями в социальной структуре общества.

Модернизация разрушала сословные перегородки. Традиционное деление на сословия дополнялось и вытеснялось делением на классы.

Численность крупной буржуазии (т. е. имеющей доходы свыше 10 тыс. р. в год) была незначительна. В начале века она составляла примерно 25 тыс. человек (с членами семьи 125 тыс.), в 1910 г. — около 30 тыс. (с членами семьи 200 тыс.). Российская буржуазия не имела прочной опоры в обществе, так как практически отсутствовали средние слои населения, т. е. мелкие собственники. Она была тесно связана с правительством, не имела политических прав. На фабриках и заводах существовала беспощадная эксплуатация наёмных рабочих.

Многие представители российской буржуазии были образованными людьми, занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. Текстильный фабрикант П. М. Третьяков передал в дар Москве уникальную коллекцию русской национальной живописи и великолепное здание, в котором она размещалась. При финансовой помощи С. Т. Морозова был создан Московский художественный театр.

К началу XX в. в России было примерно 13 млн наёмных рабочих, из них 2,8 млн — потомственные рабочие, остальные — рабочие в первом поколении, как правило выходцы из деревни. По закону, принятому 14 июня 1897 г., рабочий день составлял 11,5 ч. Заработки едва позволяли сводить концы с концами. Рабочий-углекоп в Донбассе в 1902 г. мог заработать не более 24 р. в месяц, а минимальные расходы, не считая плату за жильё, семьи из 4 человек составляли 30 р. Семьи многих рабочих жили впроголодь. На предприятиях действовала драконовская система штрафов — они забирали до 30 % зарплаты. Как правило, рабочие ютились в построенных при фабриках казармах, всю мебель которых составляли двухэтажные нары и длинные обеденные столы и скамейки. У рабочих не было элементарных гражданских прав, и это особенно их возмущало. Они не могли создавать организации даже для защиты своих экономических интересов. За участие в стачках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев. Бесправие усугублялось полицейским произволом.

Высшей социальной группой в России являлось поместное дворянство. Помещики владели огромной земельной собственностью, но и здесь происходили перемены. Землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наёмного труда. В 1905 г. таких имений было не более 3 %. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям.

Их расходы, как правило, превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались.

В крестьянской среде шло имущественное расслоение. В деревне появились люди, главным источником богатства которых была эксплуатация наёмного труда, торговля, ростовщичество. Именно их, а не всех зажиточных хозяев называли кулаками. К началу XX в. кулаки составляли 2—3 % крестьянского населения. К ним примыкали примерно 15 % зажиточных крестьян. Главным мерилом зажиточности было наличие определённого количества скота — более четырёх лошадей, столько же коров. На другом полюсе деревни — безлошадные хозяйства (примерно 25 %). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы — таких хозяйств насчитывалось до 10 %. Крестьянство задыхалось от острого малоземелья. Земли не хватало, многие крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков.

Крестьяне, пришедшие в город на заработки. Начало XX в.

За землю расплачивались деньгами или работой в пользу помещика (отработки). Крестьяне продолжали платить государству деньги за своё освобождение от крепостной зависимости. Они оставались самой бесправной категорией населения. Сохранялись сословные суды и телесные наказания. Деревенская жизнь находилась под контролем земских начальников.

Важную роль в общественной жизни России играла интеллигенция. К началу XX в. в России 2,7 % населения занималось преимущественно умственным трудом: учёные, преподаватели, врачи, лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др.). К 1917 г. их количество удвоилось и составило 1,5 млн человек.

Образ жизни. Свыше 80 % населения России проживало в сельской местности. В то же время быстро росло городское население. При этом треть горожан сосредоточивалась в крупных городах.

Образ жизни городского населения Европейской России, Финляндии, Польши, прибалтийских, юго-западных губерний всё более приближался к уровню индустриальной эпохи. Широко развернулось многоэтажное жилищное строительство. Электричество, лифт, водопровод и телефон становились обыденным явлением в домах зажиточных горожан. По улицам рядом с извозчиками быстро бежали трамваи, перестали быть редкостью автомобили.

Сельские жители страны придерживались традиционного уклада жизни, вековых правил и норм поведения, хотя и в деревню проникали городские веяния. В то же время многие народы Российской империи практически не были затронуты влиянием цивилизации. Их жизнь, быт, культура и верования находились на уровне родоплеменных отношений.

По уровню грамотности населения Россия занимала одно из самых последних мест в Европе. В 1897 г. грамотных было 21,2 %: 29,3 % — среди мужчин, 13,1 % — среди женщин. Грамотное население жило преимущественно в крупных городах. Высшее образование имел один человек из ста, среднее — четыре человека. Только среди дворянства и духовенства неграмотных практически не было. На нужды просвещения государство тратило в год 43 к. в расчёте на душу населения, в то время как Англия и Германия — около 4 р., США — 7 р.

Запоминаем новые слова

Автономия — самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства, отдельным учреждением.

Индустриальное общество — общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством.

Меценатство — покровительство какому-либо делу, науке, культуре.

Модернизация — процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

Запишите термин, о котором идёт речь. Добровольное безвозмездное покровительство какому-либо делу, науке, культуре со стороны богатых и влиятельных людей.

Ответы

ческая культура – одно из средств укрепления здоровья, все стороннего развития, подготовки к труду и защите родины. средствами ф. к. являются , спорт туризм, методы закаливания организма.

правительство всемерно поощряю развитие ф. к. и спорта среди населения страны, способствуют внедрению их в повседневный быт.

воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, крепкого молодого поколения с гармоническим развитием и духовных сил. это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и культуры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.

физкультурное движение должно носить подлинно общенародный характер, базировался на научно-обоснованной системы воспитания, последовательно охватывающей всей группы населения, начиная с детского возраста.

занятие и спортом укрепляют здоровье детей, способствуют их правильному развитию. установлено, что большие умственные нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими нагрузками, крайне неблагоприятным влиянием окружающей среды, инфекциям. научные наблюдения показывают, что люди, регулярно занимающиеся с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, продуктивнее трудятся, дольше живут.

занятия культурой и спортом приобретают особенно большое значение в период научно-технической революции, когда мышечная деятельность все больше вытесняется применением техники. культура развитие патологических и предпатологических изменений, в развитии которых в той или иной степени играет роль недостаточная двигательная активность.

применение средств культуры с лечебной целью в больницах, санитарно-курортных учреждениях при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, после хирургических операций и др. повышает эффективность комплексного лечения, способствует различных осложнений, ускоряет сроки выздоровления и восстановления трудоспособности, является одним из компонентов реабилитации больных.

2. влияние вредных привычек на здоровье человека

одним из главных проблем xxi века во всем мире стали: табакокурение, алкоголизм и наркомания. во многих странах законы по борьбе с этим негативным явлением.

социально обусловленные и психологические причины этих явлений.

под психологическими причинами понимается совокупность мотивов, отдельные личности к употреблению спиртного, табака, наркотиков. трудности приспособление к внешней среде, конфликты с окружающим, неудовлетворенность одиночества, робость и т. д. вызывают психологическое состояния дискомфорта. связи с этим человек старается выйти из этого состояния с табакокурения, алкоголя и наркотиков. это вызывает ложное чувство решимости всех проблем. действия этих средств быстро проходят и вместе с этим возвращаются все проблемы.

распространение этих явлений среди молодежи способствует так же ложное мнение о тонизирующем действием алкоголя, бытующие представление, что потребление спиртных напитков – показатель зрелости, самостоятельности, силы и мужества, но это не так.

лечебная физкультура широко используется в системе комплексного лечения в больницах, поликлиниках, санаториях. она является ведущим методом медицинской реабилитации — восстановительного лечения. правильное применение лечебной физкультуры способствует ускорению выздоровления, восстановлению нарушенной трудоспособности и возращению больных активных трудовой деятельности.

основным средством лечебной физкультуры является – мышечные движения, являющиеся мощным биологическим стимулятором жизненных функций человека. лечебная физкультура использует весь арсенал средств, накопленный физкультурой. с лечебной целью применяют , специально подобранные и методически разработанные. предназначение врач учитывает особенности заболевания, характер и степень изменений системах и органов, стадию болезненного процесса, сведенья о параллельно проводимом лечении, и т. д. в основе лечебного действия лежит строго дозированная тренировка, под которой применительно к больным и ослабленным людям следует понимать целенаправленный процесс восстановления и совершенствования нарушенных функций целостного организма и отдельных его систем и органов. различают общую тренировка, последующую цель общего оздоровления и укрепления организма, и специальную тренировка направленную на устранение нарушенных функций определенных системах и органах.

в результате систематического применения развивается функциональная адаптация организма к постепенным возрастающим нагрузкам и коррекция (выравнивание) возн6икающих в процессе заболеваний нарушений.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Средневековая педагогика в лицах и текстах

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 94

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

Книга, ‘идущая вам в руки’, как говорили старые книготорговцы, рассказывает о людях далеких времен, которые, так же как и мы, обдумывали и мучительно искали ответы на вечные вопросы: о наилучшем воспитании и образовании детей, о вступлении их в мир, в жизнь (земную и вечную). Читая ее, вы будете вести диалог с жившими задолго до вас людьми, в том числе и на языке их культуры, соприкоснетесь с миром их чувств и мыслей (они помогут Вам в этом, разговаривая между собой, обсуждая свои и в то же время вечные проблемы).

Читайте также  Энерджи диет что это такое?

Мир средневековья был весьма отличен от современного. В нем существовали иные ценности, иные цели и задачи воспитания, иной масштаб и тип идеального человека, другой, отличный от нашего, вариант многогранного педагогического процесса. Целостное познание сущности процесса воспитания и обучения, необходимое каждому педагогу, возможно лишь с учетом многомерности этого процесса. Все грани дополняют друг друга как в исторической динамике, так и в логической статике, как во временной последовательности напластований педагогического опыта, так и в единой объемной картине воспитания и обучения. В наследии каждой эпохи есть такие черты и характеристики педагогики человека, без познания которых профессионализм учителя, как это ни парадоксально, недостаточен. Невозможно понять не только современную образовательную систему и ее исторические перспективы, но и саму сущность воспитания, образования, социализации без овладения опытом предшествующих эпох. ‘Делание себя педагогом’ предполагает и путешествие по Стране Педагогии, «вживание» в ее различные исторические эпохи, пропускание их через себя, внутреннее повторение пройденного человеком исторического пути.

В процессе чтения приведенных в книге текстов, при их сопоставлении и анализе у читателя — студента, преподавателя, ученого — возникнет масса вопросов. И эти вопросы, самими текстами поставленные в непривычной для читателя форме, дадут ему возможность взглянуть на педагогику с иной, не менее интересной точки зрения, чем принятая в наше время, близкая и понятная читателю и как бы единственно верная. Многое в средневековой педагогике выглядит если не чуждым, то часто иным, далеким не только по количеству прошедших веков, но и по своей внутренней, забытой современным человеком природе воспитания и обучения. Вдумчивое чтение сборника позволит студенту не только усвоить материал по теме, но и развить историко-педагогическое, педагогическое, культурологическое мышление. Эта книга задумана как одно из развивающих такое мышление пособий. Сейчас в университетах, институтах, колледжах и лицеях идут интенсивные поиски путей улучшения и изменения того круга историко-педагогических дисциплин и той их разорванной, «лоскутной» структуры, которая существовала до последнего времени и оказывала негативное воздействие на формирование интереса учителей к этой проблематике.

Данное издание предназначено восполнить нехватку учебных пособий и широко использоваться в различных курсах подготовки преподавателей гуманитарного профиля для школ, колледжей, лицеев и вузов, в первую очередь в курсе истории педагогики. Оно также будет полезно при изучении курсов истории культуры, литературы, религии, психологии, в которых до сих пор история образования, как правило, не рассматривалась или рассматривалась крайне поверхностно. Широкий читательский адрес пособия обусловлен многоплановостью содержания средневековых текстов, сообщающих сведения, имеющие одинаково важное значение для всех названных выше областей знания.

Приведенные материалы позволят преподавателю подготовить спецкурс по теме средневековой педагогики, студентам — самостоятельно работать над ней (дается перечень вопросов, заданий и тем курсовых работ, а также примерный план спецсеминара). Такой спецкурс послужит дополнением к небольшому количеству часов, отводимых на эпоху средневековья в общем курсе истории педагогики. Знакомство с книгой может быть рекомендовано и тем, кто занимается педагогическими проблемами более поздних периодов, в том числе и современного, поскольку рассмотренные в ней педагогические проблемы на основе древних источников помогут им шире и глубже разработать собственную тему.

В издание включены тексты, различающиеся по характеру и направленности: для учителя и преподавателя вуза, для студента и учащегося колледжа, лицея или старших курсов педагогического училища, для школьника и его родителей. Сюда вошли произведения западных и восточных Отцов Церкви, деятелей монашеских движений, учителей дворцовых, городских и приходских школ, профессоров университетов, средневековых ученых, философов, богословов, писателей, летописцев и просто учителей того времени.

Обращаем внимание читателя на то, что работа со средневековыми текстами не является легкой ввиду сильного отличия современного миропонимания от средневекового и иной стилевой подачи материала их авторами. Читатель должен быть заранее настроен на это и готов к активной мыслительной деятельности и сердечному сопереживанию. Атмосфера раскрываемого периода непривычна прежде всего своими суждениями, тем, что понималось тогда под педагогикой, поскольку педагогика не была самостоятельной научной дисциплиной — она растворялась в синкретическом комплексе общих историко- культурных представлений о Боге, мире, человеке, его росте, воспитании, обучении и образовании. Поэтому своеобразны и формы воспитательной практики, и рассуждения, и их направленность. Педагогика еще не создала своего профессионального языка, в связи с чем изучающему средневековые тексты для их понимания необходимо обращаться и к теологии, и к философии, и к этике, и к искусству логики и красноречия и т. д. Не совсем идентичны современным и значения многих понятий, даже таких на первый взгляд общеупотребительных, как «вина», ‘вера’, «грех», ‘страсть’, «человек», ‘дети’ и т. п. Самостоятельно изучая тексты (книга и направлена на выработку навыков самостоятельной работы с учебным материалом, самостоятельного анализа и оценки его, чему способствует система вопросов и заданий), следует постоянно спрашивать себя: какой смысл вкладывал автор данного сочинения в то или иное слово?

Трудность анализа ‘языка педагогики’ многократно возрастает, так как перед вами переводы с латыни, греческого и др. Составитель и переводчики старались достичь наиболее близких по смыслу вариантов передачи тех или иных понятий, но все-таки общение читателя со средневековыми авторами этой книги неизбежно идет через вторые руки переводчика. При работе со студентами преподавателю следует убедиться в том, что они понимают прочитанное верно, а также формировать интерес к предмету изучения, несмотря на его сложность. Для облегчения восприятия текстов можно предложить совместное с преподавателем чтение и комментирование отдельных отрывков на семинаре. На основе такой работы у студентов в дальнейшем будет развиваться вкус к самостоятельному изучению текстов прошлого. Необходимым элементом работы с текстом является также обязательное обращение к комментариям, без которых затруднительно осмыслить содержание полностью. Разделы предваряют вступительные статьи, содержащие характеристику эпохи или феномена, которым посвящена та или иная часть книги. В послесловии дана общая картина средневековой христианской педагогической культуры.

Учебное пособие предполагает большую степень самостоятельности учащихся, большую свободу выбора преподавателями применяемых методов и методик работы. В него включены тексты источников с необходимыми предисловиями и комментариями, поэтому желательно использовать в комплексе с учебной и исследовательской литературой, например, следующие учебные пособия, хрестоматии и антологии: Очерки истории школы и педагогики за рубежом: В 3 ч. М., 1988–1991; Хрестоматия по истории педагогики. Т. 1. Античный мир. Средние века. М., 1938; Идеи эстетического воспитания. Т. 1. М., 1973; Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч. 1. Историческая хрестоматия. М., 1992; Г.Б. Корнетов. Всеобщая история педагогики. М., 1994. Основные исследовательские работы по средневековой школе и педагогике, средневековой культуре в целом приведены в списке рекомендованной литературы.

Впервые после долгих лет перерыва средневековая педагогика приходит к читателю. И, конечно, в столь ограниченном объеме невозможно охватить ее и представить подробно и всесторонне. Эта книга — начало долгого пути к возвращению из небытия целого пласта истории педагогической культуры, незаслуженно забытого.

Учитывая настоящую ситуацию, составитель при определении концепции книги исходил из следующих положений и критериев: насыщенность, информативность, доступность, представительность. В сборнике представлены многие из основных раннехристианских и средневековых авторов, специально затрагивавших в своих сочинениях вопросы воспитания и обучения, показывавших образовательный процесс и его идеальные образцы. Составитель стремился включить больше текстов впервые переведенных на русский язык авторов, совсем не известных нашей педагогической аудитории. Отбирая тексты, составитель попытался представить их авторов не в коротких отрывках безличного цитатника на все случаи жизни, но в достаточно пространных извлечениях, через которые просматривается и индивидуальность автора, и черты конкретной эпохи. Высоконаучные трактаты перемежаются описаниями средневековой педагогической практики. В те далекие времена еще не существовало собственно педагогических сочинений, и каждое произведение включало комплекс проблем, вопросов, идей, имеющих отношение ко многим сферам человеческой жизни. Поэтому педагогический аспект вычленяется как из обширного литературного наследия, так и внутри отдельно отобранного текста. Большую часть этой работы выполнили составитель и переводчики, каждый из которых — специалист по данной эпохе. Но все же определенные усилия по вычленению педагогической мысли, напряженный диалог с историей приходятся на долю читателя. Преподаватель или студент, почувствовав цельность традиции, смогут понять единство культуры этой эпохи и самостоятельно оценить заложенное в ней богатство педагогических идей. Приведенные тексты и педагогичны, и этичны, и теологичны, и летописны… Но педагогика в них часто скрыта, например, за богословскими рассуждениями или повествовательными описаниями. Затрудняют восприятие текстов мифологические образы, непривычные современному читателю сравнения, многомерные символы и др. Частично помогут разобраться в текстах каждого автора, как отмечалось выше, предваряющие их краткие предисловия и заключающие комментарии. В конце прилагается список рекомендательной литературы и аннотированный указатель личных имен.

Давайте же попробуем погрузиться в круг мыслей и чувств средневекового человека. Именно на достижение подобного ‘взгляда изнутри’ и направлена представляемая вашему вниманию книга.

Авторы вводных статей и послесловия — В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш и П.Ю. Уваров. Предисловия к каждому тексту и комментарии к нему составлены: в случае новых переводов — переводчиками, при переиздании ранее опубликованных текстов — В.Г. Безроговым и О.И. Варьяш на основе информации, взятой либо из той книги, где текст опубликован впервые, либо из других справочных и иных изданий. Библейские цитаты даны в Синодальном переводе, когда он совпадает с латинским, греческим (или на ином языке) текстом; в случае расхождения переведены буквально. Орфография и пунктуация в текстах из старых изданий приближены к современным нормам.

Линия заданий 20, ЕГЭ по обществознанию

« (A)___________ живёт в культуре с самого начала, с момента возникновения человеческого рода. Именно культура формирует его человеческие качества, возвышает его над (Б)___________. Философия рассматривает человеческую культуру как нечто единое, как некую (В)___________, которая представляет собой единство многообразия не только в содержательном плане, но и в структурном. В ней имеется множество внутренних градаций по национальным и социальным признакам, по формам и типам культуры. Духовная культура разных народов небезразлична к (Г)___________, но её отношение к нему неоднозначно. Культура может способствовать созданию благоприятного для него (Д)___________ и минимизации связанных с ним опасностей для природы и человека. Но между ними возникают и (Е)___________».

Читайте также  ПР лифтинг лица что это?

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Верный ответ: 459637

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 11114.

«Рынок труда рассматривается в системе рынков (A)___________. Вместе с тем важно учитывать, что труд обладает существенными отличиями от других экономических ресурсов. Это обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности, которые предопределяют особую роль рынка труда в системе социальных отношений и особое внимание, которое уделяется ему со стороны (Б)___________. На этом рынке сталкиваются интересы (В)___________ и (Г)___________ — большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости и (Д)___________. Существенное следствие процессов, происходящих на рынке труда, — (Е)___________, — практически неизбежное явление общественной жизни».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Верный ответ: 736812

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 11143.

«Первичные группы имеют фундаментальное значение, поскольку являются мощными инструментами (A)___________. Члены этих групп держат в руках и распределяют многие жизненно необходимые (Б)___________, придающие смысл нашей жизни. В том случае, когда (В)___________ не достигают своей цели, члены первичных групп зачастую способны добиться послушания путём порицания или угрозы тем, кто уклоняется от общепринятых норм. Ещё более важным представляется то, что первичные группы определяют социальную реальность, организуя наш (Г)___________. Предлагая определения для различных ситуаций, они добиваются от членов группы (Д)___________, соответствующего представлениям, выработанным в группе. Следовательно, первичные группы выполняют роль носителей (Е)___________ и одновременно их проводников».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Верный ответ: 382451

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 11172.

« (A)___________ — объединения граждан, целью которых является выражение и защита каких-либо специальных, конкретных интересов (например, по определённой конкретной проблеме) или специфических интересов небольшой социальной, профессиональной, поселенческой, религиозной или культурно обособленной группы. Их основное отличие от (Б)___________ лежит не только в организационной области. Оно также заключается в способах взаимодействия с (В)___________: перед ними не стоит задача бороться за завоевание власти и использовать её. Они пытаются оказывать лишь (Г)___________ на механизм принятия (Д)___________ с целью реализации групповых интересов. Разные группы используют различные каналы влияния на принятие политических решений. Чем «современнее» группа интересов, тем меньше она использует непосредственные каналы и механизмы воздействия на государственные институты, тем больше она стремится воздействовать на институты (Е)___________».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Верный ответ: 421983

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 11201.

«Гражданские дела рассматриваются и разрешаются (A)___________ до истечения двух месяцев со дня поступления заявления, а (Б)___________ до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Дела о восстановлении на работе, о взыскании (В)___________ рассматриваются и разрешаются до истечения месяца. Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о (Г)___________ и месте заседания. Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать (Д)___________ по делу: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания (Е)___________, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Верный ответ: 361589

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 11230.

« (A)___________ — важнейший компонент социальной системы. Их содержание обусловлено уровнем развитости всех сфер общественной жизни, а особенно (Б)___________. Они раскрывают (В)___________ и нравственные принципы личности, отражают её субъективную общественную позицию. Они являются результатом (Г)___________ личности, продуктом её предшествующего опыта. Они же становятся главными регуляторами (Д)___________ людей, а значит — общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов. Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом (Е)___________ и оценки поведения всех других людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Верный ответ: 283694

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 11259.

«Органы службы занятости должны предложить (A)___________ подходящую работу. Подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его (Б)___________; условиям последнего места работы; состоянию здоровья; транспортной доступности (В)___________. Максимальная удалённость подходящей работы от места жительства безработного определяется с учётом развития (Г)___________. Подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой (Д)___________ без согласия гражданина, условия труда не соответствуют правилам и нормам (Е)___________, предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Верный ответ: 392647

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 11288.

«Социальный интерес выступает как (A)___________ личности, выражающееся в направленности внимания на удовлетворение (Б)___________, свойственных представителям (В)___________ или группы. В отличие от (Г)___________, которая, в частности, определяется как «понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир», социальный интерес рассматривается как (Д)___________, как её жизненная установка, обусловливающая готовность и желание человека к конструктивному и продуктивному взаимодействию с другими людьми на благо их и всего общества. Проявление социального интереса предполагает (Е)___________ определённых качеств и свойств личности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Верный ответ: 715386

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 11317.

«Все концепции системного анализа политики основаны на положении об определяющей роли (A)___________ (общества в целом) в системе отношений «личность — политически организованное общество», сводя политическую социализацию к процессу механической (Б)___________ индивида к требованиям системы. Несмотря на указанные недостатки, эти (В)___________ помогают объяснить поведение личности в политике. Однако важно учесть, что социализация предполагает активную реакцию индивида, связанную с его собственными (Г)___________ и целями. Содержанием политической социализации является включение индивида в систему политических отношений, приобщение к (Д)___________, усвоение (Е)___________ и опыта».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Верный ответ: 946238

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 11346.

«Выделяется несколько стадий гражданского процесса. Первая стадия — производство в (A)___________, где происходит разбирательство дела по существу. В этой стадии (Б)___________ предъявляет иск к (В)___________, происходит возбуждение дела, его подготовка к судебному разбирательству и само рассмотрение дела, в результате которого судом по общему правилу выносится решение. Вторая стадия — производство в (Г)___________. Оно возникает на основе апелляционных и частных жалоб на не вступившие в законную силу судебные решения и определения судов первой инстанции. Третья стадия — производство в (Д)___________, где рассматриваются дела в отношении вступивших в законную силу судебных постановлений, за исключением судебных постановлений (Е)___________».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.