Антагонист и протагонист кто это?

Классика противостояния: кто такой протагонист и антагонист

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чем хороши книги, комиксы, кинофильмы? В них всегда есть какая-то интрига, какие-то интересные события или увлекательные истории.

Даже на простом гобелене можно обнаружить сюжет, хотя, конечно, и не на всяком.

Интрига имеет место, если автор добавил положительного главного героя и некоего злодея, противостоящего ему. Это и есть две ключевые составляющие старейшего классического жанра – драматургического искусства.

Но кто это вообще и какими могут быть эти противоборствующие персонажи?

Кто такой протагонист

Истоки двух родственных терминов нужно искать в литературе Древней Греции. Уже в самих значениях этих слов четко прослеживается явный конфликт каких-либо сторон:

  1. αγωνίζομαι – «противник, состязаюсь, соперник»;
  2. αγωνιστής – «противостоящий, борец».

Согласно пояснительной статье в Википедии, в зависимости от конкретного формата употребления корень, связанный с борьбой, может дополняться одним из следующих понятийных маркеров:

  1. πρώτος – «первый»;
  2. ἀντί – «против».

Таким образом сформировались слова «герой» и «соперник», впервые введенные в театральное действие в VI веке до н.э. после выступления в Афинах знаменитого хора Фесписа (Феспида). Именно он первым «модернизовал» доэсхиловскую греческую трагедию, добавив к песнопениям еще одного исполнителя – протагониста (так называемого гипокрита).

Это был универсальный актер-солист, который изображал самых разных персонажей, быстро меняя маски и ведя оживленный диалог с хором, а когда было необходимо – комментировал или заполнял паузы.

Введение в действие второго актера (благодаря Эсхилу) и третьего (благодаря Софоклу) значительно оживило постановку, тем самым заложив основу современных представлений о драматургии.

Но вместе с появлением актеров вторых и третьих ролей сместился акцент и в толковании первого.

  1. первый борец-победитель (в состязаниях);
  2. ведущий актер, исполнитель главных ролей (в постановках древнегреческого театра);
  3. ключевое действующее лицо, основной герой сюжетной истории (в литературных произведениях).

Однако за этими вполне понятными трактовками скрывается намного больше смыслов, чем может показаться. И здесь весь спектр различий базируется на особенностях действующих лиц.

Кто это в современном понимании

Ясно, что собственный пул фанатов может быть как у застывших натюрмортов, так и у почти нереальных пейзажей. И все-таки эпические произведения, где благородный герой повергает в прах злодеев, вызывают гораздо больше эмоций.

Эта концепция справедлива практически для любой формы искусства: читатели, зрители и слушатели с восторгом следят за похождениями любимого персонажа, надеясь, что тот ловко выкрутится из очередной передряги. Преодолеет все и обретет – в каком-либо виде – покой/награду/удовлетворение, в итоге добившись своих целей.

Хотя формально протагонист определяет сюжет, его образ будет тем более органичным, чем чаще он реагирует на заданные автором обстоятельства. Смерть родителей, давняя вражда, необходимость противостоять стихии, – масса возможностей для реализации героических амбиций!

Постепенная эволюция, преодоление препятствий, множество самых разных испытаний – вот что делает любое произведение более востребованным у аудитории.

И если в прошлом история выстраивалась вокруг положительного человека, сегодня главным действующим лицом может стать хоть животное, хоть целый город или обезличенная стихия.

Лишь бы это «действующее лицо» обладало классическими признаками протагониста:

  1. являлось главной силой, которая двигает сюжет вперед;
  2. было наиболее активным персонажем, постоянно действующим ради достижения своих целей;
  3. соответствующе реагировало на множество внешних обстоятельств, а не только преследовало свои цели;
  4. обладало способностью изменяться по ходу развития сюжета.

Теперь мы понимаем, что протагонист – самый важный элемент любого драматического произведения, будь то бульварный роман, детский мультик, кинофильм или компьютерная игра.

Протагонист и антагонист – в чем разница?

С антагонистами уже не все так просто. Легко представить босса в компьютерной игре, которого нужно победить для получения награды. Но в классической драматургии у любого антигероя мотивы должны быть безупречно прописанными и хорошо читаемыми.

Создавая препятствия и конфликты, антагонист позволяет главному герою (протагонисту) продвигаться по сюжету и развиваться на пути к своим целям. А читатели со зрителями все больше погружаются в выдуманный мир, проникаются сюжетными перипетиями.

Типажи «антигероев» могут сильно различаться:

  1. злой визирь;
  2. старая ведьма;
  3. завистливая королева;
  4. коварная любовница;
  5. секретная организация;
  6. сумасшедший ученый-гений;
  7. глобальная катастрофа и т.п.

Традиционно авторы отдают предпочтение острому конфликту двух ярких личностей. Хотя в тех же детских сказках можно заметить противостояние обезличенному проклятию. «Аленький цветочек» – яркий пример борьбы с магией, причем сестры служат временным, промежуточным антагонистом, что дополняет историю, но не формирует ее целиком.

Столкновение с организациями – наиболее частый и весьма актуальный для современников социальный конфликт, что не мешает выделить некую яркую фигуру в армии врагов, чтобы борьба протагониста казалась более традиционной.

С другой стороны, побег от стихии (как в фильме «Послезавтра»), умение выживать в диких условиях также смотрится привлекательно в глазах обывателей и напоминает о хрупкости человеческого существования. Конкретная задача антагониста меняется не только в зависимости от его типа, но даже и от жанра.

Ну и нельзя забывать про море творческих уловок, неизменно присутствующих в арсенале каждого сценариста, автора, создателя компьютерных игр. Норма – это когда большинство сюжетов строится на сопереживании, чтобы читатель и зритель ассоциировали себя с героем, обеспечивая сильный эмоциональный отклик.

Поэтому многие авторы пользуются довольно нестандартным приемом под названием «ложный протагонист», когда история развивается по знакомым канонам, но в какой-то момент персонаж умирает, исчезает или вовсе оказывается злодеем! Такой ход всегда вызывает эмоциональные всплески и делает повествование особенно интригующим.

Примечателен и еще один момент. Под антагонистом давно перестали понимать исключительное зло. Сегодня все более востребованными становятся истории о бандитах или монстрах, где с главным героем сражаются откровенно добрые силы.

В кино может развернуться жизнь маньяка и убийцы, но в таком случае соперником окажутся простые граждане и силы правопорядка. Или сказки о добром Кощее, которого постоянно третируют царевичи с богатырями, мечтающие заполучить невесту.

В длинных произведениях нередко герой и его антагонист меняются местами, пусть даже временно. Дарт Вейдер из «Звездных войн» запал в душу многим благодаря своему преображению. Но каково было удивление аудитории, узнавшей из приквела самое начало истории! Именно такие перемены персонажей особенно ценны.

Вместо заключения

Сегодня для протагонистов и антагонистов нет жестких ограничений, как нет и каких-то четких критериев. Единственная приметная черта – невозможность существования одного без другого: протагонист формирует сюжет, а антагонист задает обстоятельства, обеспечивая развитие сюжета.

И нам, зрителям, игрокам, читателям, как раз это и нужно – видеть противостояние, чтобы мы смогли понять его. Так мы погружаемся в повествование и понимаем суть истории на конкретных примерах. А это и есть катарсис, затрагивающий наши души.

Кто такой антагонист и протагонист

Как отличить антагониста от протагониста

Протагонист – это главный герой произведения. В современном использовании слова, протагонист является главным героем любой истории в любой среде, включая прозу, поэзию, киноиндустрию, оперу и т. д.

Читайте также  Включен континентальный завтрак что это?

Главный герой находится в центре истории, принимает ключевые решения и переживает последствия этих решений. Протагонист влияет на поступки и жизнь других героев, так как именно он есть основным агентом, продвигающим историю вперед.

Протагонист часто является персонажем, который сталкивается с большинством препятствий и, как правило, тем, кого больше всего видит аудитория. Если история представляет собой повествование, состоящее из нескольких коротких новелл, то у каждого раздела может быть свой главный герой, соответственно свой протагонист.

Более формально, протагонист, который определяется как ведущий персонаж, также может быть определен как образ, судьба которого в наибольшей степени сопровождается читателем или аудиторией. И которому противостоит антагонист.

Антагонист — это персонаж или группа персонажей, учреждение или концепция, которая стоит против главного героя или героев. Другими словами, антагонист — это человек или группа людей, которые противостоят протагонисту.

Антагонист предоставляет препятствия и осложнения и создает конфликт, который испытывает главного героя, таким образом, выявив сильные и слабые стороны его характера. В классическом стиле рассказов, где действие состоит из героя, сражающегося со злодеем или врагом, эти два человека могут рассматриваться как протагонист и антагонист, соответственно.

Однако злодей истории не всегда такой же, как антагонист, поскольку некоторые рассказы бросают злодея в роль главного героя, а противоположный герой в таком случае становится антагонистом.

Антагонист также может представлять угрозу или препятствие для главного героя по его существованию и не обязательно нацелиться на него или ее намеренно. Антагонист не всегда должен быть человеком или группой людей. В некоторых случаях антагонист может быть силой, такой как приливная волна, которая разрушает город или буря, которая причиняет хаос.

Даже условия определенной области, которые являются основной причиной проблемы. Социальные нормы или другие правила также могут быть антагонистами.

Самые ранние известные примеры главного героя датируются еще временами Древней Греции. Сначала драматические спектакли включали просто танцы и декламацию хором. Но после написания Аристотелем главной работы литературы того времени, «Поэтики», в драматургии вводится персонаж, который выходит на сцену и дискутирует с хором.

Этот новый виток в развитие трагедии датируют около 536 г. до н. э. Затем драматург Эсхил в своих пьесах представил второго актера, создав таким образом идею диалога между двумя персонажами. Софокл затем написал пьесы, требующие третьего актера.

Примеров известных миру протагонистов множество. Еще в Древний Греции Эврипид в своей драме «Ипполит» ввел двух действующих персонажей. Говоря современным языком, они были протагонистом и антагонистом.

В пьесе Генриха Ибсена «Главный строитель» протагонистом является архитектор Халвард Солнесс. Молодая женщина, Хильда Вангель, действия которой ведут к смерти Солнесса, является антагонистом.

В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта», Ромео – главный герой. Он активно преследует свои отношения с Джульеттой, и аудитория верит в эту историю. Тибальт, как антагонист, выступает против Ромео и пытается препятствовать их отношениям.

В пьесе Шекспира «Гамлет», принц Гамлет, который желает мести за убийство своего отца, является главным героем. Антагонистом будет тот, кто больше всего выступает против Гамлета, т. е. Клавдий.

В более современные времена главными героями становятся женщины: «Маленькая женщина» показывает духовный и эмоциональный рост Джейн. Произведение исследовало социальную критику своего времени, размышляло на тяжелые темы, такие как классицизм, сексуальность, религия и прото-феминизм в начале 1800-х годов.

Бывают случаи, когда протагонист и антагонист могут выступать даже обычными зверьками. Как правило, такая ситуация более всего подходит для детских сказок и мультиков, так как персонажи там далеко не всегда являются людьми.

Персонаж, который был протагонистом, может стать антагонистом. Это происходит из-за предательства или другого очень низкого поступка. Яркий современный пример этому есть во франшизе «Звездных войн», когда Анакин Скайуокер переходит от джедаев к ситам.

В повседневной речи фраза протагонист и антагонист употребляется для обозначения двух врагов или противников.

Кто такой антагонист? Кто такой протагонист? Почему они всегда враждуют

Протагонист — это главный герой, центральное действующее лицо произведения. Протагонистом называют ведущего персонажа книги, фильма, компьютерной игры.

Протагонист в видеоигре Mirrors Edge — Фейт Коннорс (Faith Connors — от английского faith — «вера»)

Антагонист — это противник протагониста. Он противодействует главному герою, мешает ему достичь цели. Конфликт антагониста с протагонистом может служить одной из главных движущих сил произведения.

Антагонист по ходу сюжета может перестать быть «противником» героя. А протагонист по воле автора способен превратиться в антагониста. Например, Аникан Скайуокер из «Звездных войн» в первых эпизодах выступает главным героем, а в последующих становится главным злодеем космической саги.

Дарт Вейдер и Люк Скайуокер — антагонист и протагонист в фильме «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая»

Какие бывают антагонисты?

Антагонистом может быть и отдельный персонаж, и целая группа — например, банда, противостоящая главному герою. Нередко и в этом случае можно выделить «главного злодея» и считать антагонистом его.

Антагонистом может быть и обезличенная сила, с которой борется герой — стихийное бедствие, техногенная катастрофа, общество в целом.

Кадр из фильма-катастрофы «Послезавтра» (2004)

В классических произведениях протагонист — это положительный персонаж, а антагонист — отрицательный. Но не всегда противник главного героя выставлен злодеем. Он может заблуждаться, преследовать благородные цели или просто делать свою работу.

К примеру, в фильме Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» протагонист — ловкий мошенник в исполнении Леонардо Ди Каприо, а антагонист — преследующий его детектив в исполнении Тома Хэнкса.

Том Хэнкс и Леонардо ди Каприо — антагонист и протагонист в фильме «Поймай меня, если сможешь» (2002)

Роль антагониста различается в зависимости от жанра. В комедии он вольно или невольно вовлекает героя в комические ситуации. В триллере или фильме ужасов — создает угрозу. В любовных романах — мешает главным героям обрести счастье.

Антагонист и антигерой — в чем разница?

Антагониста не следует путать с антигероем. Антигерой — это протагонист, наделенным отрицательными качествами. Этот термин ввел в литературный оборот Ф.М. Достоевский. Пример антигероя в его творчестве — Родион Раскольников из «Преступления и наказания».

Примеры антигроев в литературе XX века — мошенник Остап Пендер из «12 стульев» И.Ильфа и Е. Петрова, социопат Алекс Лардж из романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» или темная сторона личности рассказчика — Тайлер Дерден из «Бойцовского клуба» Чака Паланика.

Тайлер Дерден в исполнении Брэда Питта в фильме «Бойцовский клуб» (1999)

Если в произведении действует антигерой, то его антагонист может быть положительным персонажем.

Кто такой ложный протагонист?

Случается, что автор сознательно обманывает читателя или зрителя, пользуясь их привычкой выделять какого-то героя в качестве протагониста. К примеру, так сделано в фильме «Психо» Альфреда Хичкока: сценарист вводит в сюжет ложного протагониста, заставляя думать, что это и есть центральный персонаж.

Читайте также  Как набрать массу в ногах девушке?

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР! Если вы еще не смотрели «Психо», лучше закончите чтение здесь.

«Психо» начинается с того, что секретарша Мэрион, похитив крупную сумму денег, сбегает из города. Зритель воспринимает ее как главную героиню. Однако когда Мэрион добирается до пригородного мотеля, там ее убивает маньяк. Настоящими главными героями оказываются сестра Мэрион — Лайла, и друг погибшей — Сэм.

Джанет Ли в роли Мэрион Крэйн — ложного протагониста в фильме «Психо» (1960)

Антагонист: кто это такой, примеры и значение

Приветствую Вас, друзья!

Вы готовы узнать всё о том, кто такой антагонист, в какой сфере и для чего используется данный термин, а также рассмотреть примеры наиболее известных антагонистов? Не будем медлить, начнем.

Кто такой антагонист?

Антагонист (от греч. ανταγωνισης) — это персонаж, противостоящий главному герою (протагонисту) или злодей, чьи действия направлены на разрушение планов героя, создание препятствий, достижение своих конкретных целей, идущих вразрез с планами протагониста. Несмотря на то, что данный термин применяется в различных сферах, в наибольшей степени это понятие относится всё же к миру искусства и, в частности, к литературе и кинематографу.

Антагонист – сложный, хорошо проработанный персонаж, который обладает определенным набором качеств, сформировавшимися взглядами и хорошо выраженными чертами характера, его поступки отвечают конкретным целям и направлены на достижение определенного результата. При этом антагонист вовсе не обязательно должен быть злодеем. Это персонаж, наличие которого помогает развитию линии главного героя, раскрывает нам его качества и помогает отследить становление характера.

Примечательно то, что антагонист и протагонист объединены тесной связью, ведь если в произведении нет антагониста, то и протагониста в нем, скорее всего, не будет, т.к. попросту некому противостоять. Однако, за редким исключение, такие случаи все же встречаются. Например, такое возможно, если сюжетом созданы условия, где герой напрямую никому не противостоит, а все трудности вызваны событиями, которые «антагонистом» назвать нельзя (они не обладают собственной волей и стремлением противостоять герою).

Но обычно классической основой для произведения является конфликт, который разворачивается вокруг противостояния антагонист-протагонист. Зачастую именно такому противостоянию отведена роль движущей силы в произведении.

Примеры антагониста

Разобраться в том, кто такой антагонист, лучше всего помогут конкретные примеры. Возьмем несколько наиболее известных и авторитетных антагонистов современного кинематографа.

Джокер

Этот персонаж известен нам из серии фильмов про Бэтмена, однако образ получился столь удачным, что в 2019 году про него вышел отдельный фильм «Джокер».

Волан-де-Морт

Этот персонаж, чье имя нельзя произносить, известен нам из культовой вселенной Гарри Поттера, состоящей из 8 фильмов, каждый из которых получил высокие оценки зрителей и кинокритиков.

Бейн — это ещё один очень интересный и проработанный персонаж из вселенной Бэтмена, известный нам по фильму «Тёмный рыцарь: возрождение легенды» (2012). Фильм занимает 92 строчку в рейтинге кинопоиска «250 лучших фильмов всех времен».

Как появился термин ?

Термин «антагонист» возник в Древней Греции и в переводе означает «соперник» или «противник». Чтобы понять, почему в Древней Греции появилась необходимость обозначить кого-то таким термином, нужно вспомнить, что именно это античное государство явилось колыбелью зарождения современного драматического театра.

В Древней Греции поклонялись множеству различных богов, для которых устраивали пышные религиозные обряды с подношениями, и именно с этих обрядов зародились первые театральные представления. Огромный успех подобных представлений у публики положил начало развитию театрального искусства. В любом таком представлении участвовала группа действующих лиц – персонажей, каждый из которых играл свою роль. Таким образом, термин «антагонист» появился из необходимости обозначить персонажа, намерения и действия которого противопоставлены действиям главного героя представления (протагониста).

Цели и задачи антагониста

Антагонист в произведении используется в качестве контрастного персонажа, дающего почву для конфликта. Но помимо этого он необходим для более детальной прорисовки образа главного героя, который должен справиться с собственными недостатками и побороть внутренний конфликт, что будет иллюстрировать его личностный рост и развитие и давать целостное представление о персонаже. Антагонист в этом случае выгодно оттеняет личность протагониста, давая читателю возможность сделать о нем свои выводы.

Когда появляется необходимость определить персонажа в произведении, чтобы не ошибиться, нужно проанализировать действующих героев и определить, какие задачи они выполняют, и кто из них движется к достижению главной цели, лежащей в основе повествования? Здесь может возникнуть сложность, так как довольно часто антагонист и протагонист имеют несколько важных общих качеств.

Среди общих черт можно выделить следующие:

  • оба героя поглощены идеей выполнения какого-либо долга, достижения цели;
  • действия и поступки героев провоцируют читателя испытывать различные чувства по отношению к ним: сочувствие, недоверие, беспокойство.
  • обладание дурными чертами характера, негативным, отталкивающим поведением;
  • преодоление трудностей и препятствий, быстрое приспособление к изменению ситуации;
  • обладание важной или секретной информацией, высшим разумом, сверхъестественными способностями.

Как отличить антагониста от протагониста

Чтобы не возникало трудностей в различение протагониста от антагониста, нужно запомнить, что протагонист – главный персонаж в произведении. Это правило относится не только к различным литературным произведениям (проза, поэзия), но и другим формам искусства (кинематограф, балет, опера).

Главный герой является центральным персонажем, история разворачивается вокруг него, его действия имеют влияние на других героев произведения. Он принимает решения, совершает ошибки и сталкивается с последствиями своих поступков. В какой-то степени он выступает несущей конструкцией всего произведения, обеспечивающей развитие сюжета.

Протагонист – персонаж, который фигурирует в большинстве значимых событий, он чаще всего находится на виду у аудитории. Это касается не только длинных цельных произведений, если история рассказывается частями, в виде отдельных новелл, в каждой из них будет свой протагонист.

Антагонист же, олицетворяет собой испытания для главного героя, на базе его образа в произведении создается конфликт. Антагонист привносит в жизнь главного героя трудности и препятствия, которые тот должен преодолеть, тем самым закаляя свой характер и проявляя определенные черты личности.

Как мы уже говорили, антагонист не обязательно является отрицательным персонажем. Однако в классическом стиле повествования, в качестве антагониста выступает именно враг-злодей, которого и пытается одолеть протагонист по ходу истории.

Протагонист

Протагонист, главный герой это центральное действующее лицо художественного произведения, преимущественно драматического.

  1. Протагонист и антагонист
  2. Происхождение
  3. Примеры протагонистов
  4. Ложный главный герой
  5. Несколько главных героев
  6. Современное значение

Протагонист и антагонист

Протагонист, или главный герой, находится в центре сюжета литературного произведения, как правило, принимает решения и испытывает их последствия. События сюжета непосредственно или частично связаны с действиями главного героя.

Если история содержит подзаголовок или представляет собой повествование, состоящее из нескольких рассказов, то присутствует персонаж, который интерпретируется как главный герой каждого подзаголовка или отдельной истории.

Слово «протагонист» используется в формах литературы и культуры (драмы, романы, оперы, фильмы). Главный герой определяется также как ведущий персонаж, которому противостоит антагонист. Антагонист создает препятствия, трудности на пути главного героя, таким образом выявляя сильные и слабые стороны его характера.

Читайте также  Можно ли качать пресс через день?

Протагонист – не всегда положительный герой; главного героя с отрицательными чертами называют антигероем.

Происхождение

Протагонисты известны с античности. Театральные спектакли в Древней Греции первоначально включали танцы и хоровое пение. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 до н. э.) описано, как поэт по имени Феспис предложил идею о том, чтобы один актер вышел и начал диалог с хором. Это изобретение трагедии, которое относится к 536 г. до н. э., способствовало развитию античной драматургии.

Древнегреческий трагик Эсхил (523-456 гг. до н. э.) ввел в своих пьесах второго актера (девтерагониста), создав диалог между двумя персонажами. Позднее афинский драматург Софокл (496-406 гг. до н. э.) писал пьесы, в которых предполагалось наличие третьего актера (тритагониста).

Таким образом, в античной драме насчитывалось от одного до трёх актеров, которые играли как мужские, так и женские роли:

  • протагонист;
  • девтерагонист;
  • тритагонист;

В древнегреческих театрах на празднествах Великих Дионисий с 449 г. до н. э. проводились соревнования актеров, исполнявших главные роли в трагедии, с 325 г. до н. э. – в комедии.

Примеры протагонистов

  1. В трагедии Еврипида «Ипполит» (426 г. до н. э.) представлено два протагониста: основной персонаж первой части Федра и её пасынок Ипполит, который занимает доминирующую роль во второй половине пьесы.
  2. Главный герой драмы Г. Ибсена «Строитель Сольнес» (1892 г.) – архитектор Халвард Сольнес. Молодая женщина Хильда Вангель, действия которой ведут к смерти Сольнеса, – антагонист.
  3. В знаменитой трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597 г.) Ромео Монтекки – протагонист. Юноша связан отношениями с Джульеттой. Двоюродный брат Джульетты Тибальт, который противостоит Ромео и пытается разлучить возлюбленных, выступает антагонистом.
  4. В другой всемирно известной шекспировской пьесе «Гамлет» (1603 г.) главный герой – датский принц Гамлет, который ищет мести за убийство своего отца. Антагонистом выступает дядя Гамлета Клавдий, который убил его отца и стал королем Дании.

Ложный главный герой

В литературных и кинематографических работах также встречается ложный главный герой – персонаж, который сначала фигурирует в истории и воспринимается как протагонист, но потом неожиданно исчезает. Яркий пример – Мэрион, героиня фильма А. Хичкока «Психо» (1960 г.), которая внезапно покидает сюжет в начале кинокартины.

Несколько главных героев

В повествовании, которое состоит из разных рассказов, присутствует несколько главных героев. Например, роман «Война и мир» Л. Н. Толстого изображает пятнадцать главных образов, вовлеченных в войну или затронутых ею.

Современное значение

Историческое значение термина сохраняется в современном театре: протагонистом называют актера, исполнявшего главную роль в драматическом представлении.

Понятия «главный герой» и «протагонист» отождествляются и используются не только в театре, а и в кинематографе, литературе, видеоиграх и других видах искусства. Пример протагониста в кино – Джеймс Бонд в одноимённой серии фильмов и книг; в литературе – Жюльен Сорель из произведения Стендаля «Красное и чёрное». В компьютерных играх протагонистом считается тот персонаж игры, которым руководит сам игрок.

Слово протагонист произошло от греческого protos – первый и agonistes, что в переводе означает актер.