Адаптивная физическая культура что это такое?

Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Содержание

Общие сведения

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов, затем кафедра адаптивной физической культуры была создана в Московском городском педагогическом университете на факультете Педагогический институт физической культуры.

Предпосылки создания

Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры. В 1997 году был утвержден госстандарт высшего профессионального образования по специальности «адаптивная физическая культура».Проект госстандарта был разработан на кафедре теории и методики АФК СПБГУ физической культуры им.П.Ф. Лесгафта.

Отдельные дисциплины

…при сердечно-сосудистых заболеваниях

. при детском церебральном параличе

Подготовка кадров

Обучение специалистов по адаптивной физической культуре ведётся на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г.) по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Специалист по адаптивной физической культуры имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности.

В настоящее время одним из ведущих ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов по этой специальности является Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Подготовка студентов ведётся на кафедре адаптивной физической культуры начиная с 1999 года.

В рамках работы по совершенствованию нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности в области физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России в ноябре 2009 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальностям: 050142 «Адаптивная физическая культура», 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»).

Задачи

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

  • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
  • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
  • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
  • желание улучшать свои личностные качества;
  • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Адаптивная физическая культура что это такое?

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Основные виды и наиболее общие задачи АФК:

Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Адаптивная двигательная реабилитация. Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидро-вибро-массажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Читайте также  Внутри мышечный укол как делать?

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни. (С.П, Евсеев, Л.В, Шапкова; 2004).

Что такое адаптивная физическая культура

Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.

Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.

Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:

  • Теорию, методику физкультуры;
  • Спортивную медицину;
  • Двигательную рекреацию;
  • Педиатрию;
  • Спецпедагогику;
  • Реабилитологию;
  • Биомеханику;
  • Психологию и психиатрию;
  • Терапию;
  • Анатомию;
  • Физиологию;
  • Тератологию.

Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.

Теория адаптивной физической культуры

Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.

Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.

Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:

  1. Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
  2. Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
  3. Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
  4. Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
  5. Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.

Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.

  • Активация процессов выздоровления;
  • Предупреждение развития осложнений;
  • Улучшение исходов болезни или травмы;
  • Снижение риска инвалидизации;
  • Возвращение пациенту трудоспособности.
  • Укрепление здоровья;
  • Закаливание;
  • Формирование условий для нормального развития;
  • Коррекция утраченных функций или дефектов развития организма;
  • Расширение компенсаторных способностей.
  • Предоставление информации о строении собственного тела, функционировании органов, их систем;
  • Обозначение понятия физкультуры как аспекта общей человеческой культуры;
  • Создание представлений о здоровом образе жизни и конкретных навыках его реализации;
  • Формирование двигательной базы, соответствующей возрастным и индивидуальным характеристикам человека.
  • Приобретение таких личностных свойств, как целеустремленность, решимость, ответственность;
    Нормализация психического развития;
  • Активация высших мозговых функций (памяти, интеллекта, аналитических способностей, внимания);
  • Формирование целостной личности больного.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

АФК включает 4 базовых компонента:

  1. Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
  2. Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
  3. Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
  4. Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.

Функции адаптивной физической культуры

Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:

  • Профилактическая – предотвращение осложнений, нежелательных исходов болезни;
  • Коррекционно-компенсаторная – максимально доступная компенсация анатомо-физиологических расстройств;
  • Образовательная – предоставление информации о собственном организме, о состоянии здоровья;
  • Воспитательная – обеспечение личностного роста;
  • Лечебно-восстановительная – восстановление здоровья;
  • Рекреационно-оздоровительная – обеспечение полезного отдыха;
  • Гедонистическая – получение удовольствия от жизни;
  • Спортивная – участие в спортивных состязаниях;
  • Профессионально-подготовительная – приспособление больного к работе в определенной профессии;
  • Социально-интегративная – внедрение в социокультурную среду;
  • Коммуникативная – налаживание полноценного общения с окружающими.

Принципы адаптивной физической культуры

Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.

  • Гуманистическая ориентированность – создание равноправных, но в то же время индивидуальных условий для каждого пациента;
  • Социальная интеграция – включение индивида в культурную, трудовую, повседневную общественную жизнь;
  • Непрерывность деятельности в рамках физкультуры – она должна продолжаться в течение всей жизни;
  • Приоритет микросоциума – первостепенное влияние семьи на формирование личности человека.

Общие методические принципы:

  • Научность – обучение основам научных знаний в рамках АФК;
  • Наглядность – вовлечение в обучающий и тренировочный процесс всех органов чувств;
  • Доступность – соблюдение меры, предотвращение перегрузок;
  • Прочность – длительное хранение полученной информации;
  • Сознательность – осознанное стремление к физическому развитию и получению необходимых знаний;
  • Последовательность и систематичность – поэтапное обучение и внедрение теории в практическую сферу.

Специальные методические принципы:

  • Диагностирование – всесторонняя оценка имеющегося дефекта;
  • Индивидуальность подхода – учет особенностей течения болезни у конкретного лица;
  • Коррекционно-развивающая ориентация – предполагает стремление к умственному и физическому развитию пациента;
  • Компенсаторная направленность – максимально возможное возмещение утраченной человеком способности;
  • Возрастная специфика – особенности подходов АФК в зависимости от возрастной группы;
  • Адекватность, оптимизация, изменчивость воздействия – соответствие выбранных методик состоянию больного, их коррекция при изменяющихся условиях.

Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми

Адаптивный спорт

Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:

  1. Паралимпийские соревнования – это спортивные состязания для инвалидов. Они включают спорт для больных, перенесших ампутацию конечностей, имеющих параличи, нарушения зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – соревнования для людей, потерявших слух.
  3. Специальные спортивные соревнования – предназначены для лиц с нарушениями интеллекта.

В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.

Методы реализации

Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:

  1. Обучение теории. Включает освоение пациентом знаний о структуре, функции человеческого тела, об особенностях его болезни и физических способностях. При этом важно подобрать такой способ донесения информации, который будет доступен для человека с определенными отклонениями. Например, если больной слеп, то обучение проводится на слух или с привлечением тактильного способа восприятия: можно дать ему изучить макет человеческого скелета, мышечной системы. При обучении глухих пациентов используют сурдоперевод, показ информационных слайдов.
  2. Развитие практических, прикладных, аспектов адаптивной физической культуры. Постепенно от теории переходят к практике, помогая больному освоить доступные физические навыки, а также некоторые виды профессиональной деятельности. Используют стандартные или авторские методики, которые, как правило, имеют узкую направленность.
Читайте также  Упражнение собака мордой вниз как делать?

Методики

Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.

Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.

Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.

Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап

Адаптированная физкультура для детей

В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.

С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.

Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.

Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.

Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление

Дети с ограниченными возможностями относятся к самой незащищенной социальной группе граждан страны. Ребенок понимает, что не похож на остальных детей и тяжело воспринимает это, становится чувствительным, неуверенным, изолируется от сверстников. У него нет желания заниматься спортом.

Как показывает практика, активные занятия адаптивной физкультурой приводят к более эффективной не только к физической, но и психологической и социальной реабилитации у детей-инвалидов.

  1. Функции и задачи
  2. Направления развития
  3. Паралимпийское движение
  4. Сурдлимпийское движение
  5. Специальное олимпийское движение
  6. Адаптивный спорт в России
  7. Вывод

Функции и задачи

Адаптивная физическая культура — это система мер направленная на реабилитацию и приспособление к обычной среде людей с ограниченными возможностями.

Главная цель, стоящая перед государством, побороть путем спортивно-оздоровительных мер барьеры психики инвалидов, которые не дают полноценно воспринимать жизнь и осознавать необходимость личного вклада в развитие социума.

Основные задачи адаптивной физической культуры:

  • Подстроить организм к нагрузкам.
  • Улучшить физические показатели у детей-инвалидов.
  • Предоставить ребенку свободу выбора вида спорта и формы физической активности.
  • Найти индивидуальный подход к каждому ребенку с ограниченными возможностями.
  • Создавать спортивные команды с учетом нозологических групп.
  • Пропагандировать среди детей с ограниченными возможностями здоровый образ жизни: занятия адаптивным спортом, правильное питание, режим отдыха и труда, гигиенические процедуры.

Направления развития

Рекреационно-оздоровительное

В учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями проводятся внеурочные занятия в спортивных секциях. Тренировки и соревнования проходят по желанию ребенка и не являются обязательными. Главная задача данных мероприятий, чтобы дети получали удовольствие от физической активности и приобщались к спорту.

Дополнительные занятия проходят не только в образовательных учреждениях, но также в организациях здравоохранения, социальной защиты, домах отдыха. Родителям или родственникам детей-инвалидов рекомендуется принимать участие или самостоятельно проводить с ними зарядку, спортивные состязания в игровой форме.

Спорт высших достижений

Второе направление адаптивного спорта реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, школах, общественных объединениях инвалидов.

Адаптивный спорт как спорт высших достижений активно развивается в трех направлениях: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.

Паралимпийское движение

История

Инициатором создания этого движения стал нейрохирург профессор Л.Гутман. Для лечения больных, получивших травмы спинного мозга во время войны, была разработана спортивно-оздоровительная программа, применяющая во время лечения. Спустя четыре года профессор предложил организовать ряд соревнований для бывших военнослужащих, травмированных на войне и находившиеся на лечении в Сток-Мандевильском госпитале.

Название

Для названия игр использовали термин, обозначающий паралич нижних конечностей (parapledgia). После допуска к Сток-Мандевилльским играм спортсменов-инвалидов не только с парезами нижних конечностей, трактовку «паралимпийский» пришлось переосмыслить. Смысл слова «Паралимпийское движение» — это движение идущее параллельно с олимпийским, с одинаковыми условиями.

Мировое признание

В 1952 году с приездом спортсменов-колясочников из Голландии для участия в Сток-Мандевилльских играх движение получило международный статус. Летом 1960 года в Риме уже проводились игры при участии спортсменов из 23 стран. Летняя программа включала 8 видов спорта. Было разыграно 57 дисциплин. Однако понадобилось более 20 лет для признания игр для инвалидов Международным Олимпийским Комитетом.

Зимние игры

Первые зимние Паралимпийские игры проходили в 1976 году в городе Эрншёльдсвике (Швеция). В состязаниях участвовали не только инвалиды на колясках, но и спортсмены с различными ограниченными возможностями. С 1976 года игры стали проводить один раз в четыре года.

Сотрудничество с МОК

С 2000 года было достигнуто соглашение с Международным олимпийским комитетом о сотрудничестве. С этого момента Паралимпийские игры начинаются через четырнадцать дней после завершения Олимпийских игр на тех же спортивных объектах. Руководит подготовкой и проведением зимних Паралимпийских игр Международный паралимпийский комитет (МПК).

Орган управления

Генеральная ассамблея — созывается раз в два года, решает вопросы проведения игр на должном уровне и создание для этого необходимых условий. В 2002 году создан пакет предложений пересмотра структуры, целей и управления движения, тем самым приведший к принятию Конституции МПК.

Символика и девиз МПК

Логотип эмблемы движения приурочен к играм в Турине в 2006 году. Трехцветные полусферы вокруг центра, зеленого, синего и красного цветов символизируют Дух, Тело и Разум.

Флаг белого цвета с эмблемой МПК в центре используется только с официального разрешения МПК. Гимн движения написан композитором из Франции в 1966 году, утвержден в этом же году в марте и олицетворяет собой «гимн будущего».

«Дух в движении» — этот девиз-призыв спортсменам с ограниченными возможностями, вдохновляющий их на достижение победы несмотря ни на что.

Сурдлимпийское движение

Инвалиды всего мира уже на протяжении одного столетия доказывают свою уникальность и активность, постоянно находятся в движении. Люди страдающие отсутствием слуха принимают участие в спортивных играх для глухих наравне с обычными спортсменами. Отличие этого вида Олимпийских игр заключается в том, что здесь применяются зрительные или световые сигналы.

История развития

Это движение возникло в 1888 г. в Германии, как спортивный клуб для глухих. Через три с половиной десятка лет Всемирные игры для глухих прошли в Париже. Соревнования проводились по велоспорту, стрельбе, плаванию, футболу и легкой атлетике. В это же время был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ).

Мировое признание

МОК официально признал МСКГ в 1955 году на основе олимпийских принципов и устава. Потребовалось два года на то, чтобы привести устав МСКГ в соответствие с олимпийским. Членами МСКГ являются федерации 90 государств.

Всемирные игры для глухих в 2001 году получили новое название — Сурдлимпийские игры (Сурдлимпиада или Дефлимпиада).

Специальное олимпийское движение

Молодое движение олимпийских игр, для спортсменов, у которых наблюдаются проблемы с отклонениями в развитии интеллекта. Основное направление этого спорта — организация постоянных тренировок.

Читайте также  Датчик гравитации в смартфоне что это?

Цели — улучшение физического состояния, развитие дружеских отношений с окружающими, осознание своей необходимости в обществе.

История развития

Основательница движения, Юнис Кеннеди-Шрайвер, посвятила всю жизнь изучению способностей к спорту и физической культуре у людей различных возрастов с отклонениями в умственном развитии. Первоначально движение было создано как благотворительная организация в 1968 году. Тогда же были проведены первые специальные игры.

Достичь физического, умственного, социального и духовного совершенства, а также укрепить взаимоотношений в семье и обществе.

«Позволь мне победить, но если я победить не смогу, позволь мне проявить смелость в этой попытке» — с этих слов начинаются выступления спортсменов принимающих участие в специальных олимпиадах.

Признание МОК

Спустя 20 лет, в 1988 году, было подписано соглашение о признании МОСО (Международной организации Специальной олимпиады). В ее состав входит около 170 стран мира.

Адаптивный спорт в России

Организации, способствующие развитию адаптивного спорта в России:

  • Общероссийская спортивная Федерация спорта глухих. Действует с 1999 года и объединяет 55 региональных отделений. Проводит спортивные соревнования в соответствии с правилами этого вида спорта по 22 дисциплинам.
  • Сурдлимпийский комитет России. Специальное Олимпийское движение в России существует с 1990 года. После регистрации в 1999 году МинЮстом РФ получает официальное название — Общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. Более 60 региональных отделений входят в состав этой организации.
  • Общероссийская спортивная федерация спорта слепых. Образовалась в 1989 году. Как самостоятельная организация зарегистрирована с 2002 года.
  • Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями. Федерация спорта ЛИН создана в 2012 году, действует в 40 регионах.

В целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработаны рекомендации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 N СК-02-10/3685)», согласовано письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N ИК-343/06. Письмо Росспорта от 21 03 2008 N ЮА 02 07 912

Вывод

Развитие адаптивной физической культуры как средство физической, психической и социальной адаптации инвалидов, слияния с социумом — необходимость и требование современного мира. И нужно как можно больше вовлекать детей с ограниченными возможностями в интенсивные занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Создавать условия для их успешного вхождения в общество.

Адаптивная физическая культура что это такое?

Физическая культура является важной частью общечеловеческой культуры. Она имеет значение, как для всего общества, так и для каждого отдельно взятого человека, его уникальной личности. Использование физических упражнений, природных и гигиенических факторов позволяет добиться улучшения внешнего вида, самочувствия и здоровья, развить силу, выносливость, ловкость, повысить иммунитет и устойчивость к неблагоприятным внешним факторам. Это — важная часть воспитания, позволяющая добиться гармоничного развития телесных, умственных, морально-волевых, эмоциональных и этических качеств человека. Целью физической культуры является обеспечение максимальной приспособленности человека к жизни.

Исторически сложилось так, что физическая культура развивалась как сфера деятельности преимущественно здоровых людей. Поддержание отличной физической формы являлось неотъемлемой частью системы подготовки воинов. Физическая сила, ловкость, выносливость часто были необходимым условием выживания человека в условиях бесконечных войн, лишений, всевозможных угроз, которыми изобилует история человечества. Даже лечебная физкультура, разработанная и используемая с терапевтической целью, использовалась, главным образом, для восстановления временно утраченных функций после заболевания или травмы у практически здоровых людей.

Повышение в 20 веке внимания общества к людям с хроническими, неизлечимыми заболеваниями, с отклонениями в состоянии здоровья, вызвало необходимость создания и развития такой области физической культуры, которая позволяла бы решать проблемы людей, утративших те или иные функции на долгое время, а зачастую – навсегда. Решать, опираясь не на имеющийся дефект, а на имеющиеся возможности, на то, что есть у человека, а не на то, что отсутствует.

На стыке медицины, коррекционной педагогики и физической культуры, социологии, психологии, фундаментальных медико-биологических знаний возникла новая научная отрасль, получившая название адаптивной физической культуры (сокращенно – АФК).

Адаптивная физическая культура – это область современной общественной практики для людей с различными отклонениями в состоянии здоровья (ОСЗ), направленная на их гармоничное телесное, умственное, нравственное, эмоционально-волевое, эстетическое развитие и совершенствование, которое достигается благодаря занятиям физическими упражнениями. АФК рассматривает человека с ОСЗ, в том числе – инвалида, в его целостной индивидуальности.

Появление и развитие адаптивной физической культуры является свидетельством признания каждого человека уникальным ценным членом общества, имеющим равное со всеми право для развития, самореализации вне зависимости от присутствия у него каких-либо отклонений в состоянии здоровья.

Стратегическим принципом работы в АФК является принцип «навстречу природе». АФК призвана развивать те способности, которые есть у конкретного человека, а не подтягивать до средних норм отстающие слабые звенья. Что это значит. Это значит, что ребенок может плохо ходить, но способен плавать. Он получает удовольствие от этого умения не меньшее, чем чемпион по бегу. На модели плаванья мы можем научить его работать над собой, преодолевать трудности, принимать поражения, соревноваться с другими, стремиться к творческому развитию, радоваться. А в конечном счете – научить жить.

Специалист в области адаптивной физической культуры должен обладать широкими знаниями в области теории и методики физкультуры, психологии и педагогики, в том числе — специальных их подразделов, анатомии и физиологии человека, общей и частной патологии, биохимии, биомеханики.

В своей работе он учитывает и руководствуется конечными целями существования конкретного уникального человека с ограниченными возможностями, всей системой его жизненных установок, а также – объективными реалиями: материально-техническими и организационными возможностями, возрастом и полом, состоянием здоровья и др. Большое внимание уделяется практическому подбору конкретных средств и методов, наиболее подходящих конкретному человеку.

При занятиях с пациентами, особенно детьми, очень важно сформировать у них представление о ценности их жизни, создать установку на максимально возможный здоровый образ жизни, самоактуализацию, реализацию своих способностей в любом виде деятельности.

При занятиях АФК учитываются особенности каждого вида поражений, типичные для него вторичные нарушения и сопутствующие болезни, особенности работы сохраненных функций организма.

Например, при потере зрения ребенку трудно составить верное представление о картине мира, об окружающей среде, ему трудно контролировать свое положение в пространстве. Нарушения зрительного восприятия мира могут сопровождаться небольшими мозговыми дисфункциями. А ограничения в возможности самостоятельного свободного передвижения способствуют слабости сердечно-сосудистой и дыхательной систем, возникновению вторичных нарушения в виде недостаточного развития мускулатуры, искривления позвоночника, дефомации стоп.

Потеря слуха ограничивает внешнюю информацию, осложняет психомоторное развитие, приводит к нарушению речи, сопровождается стрессом и негативными эмоциональными проявлениями. Она влечет за собой нарушения точности движений, пространственной ориентировки, равновесия в покое и в движении.

При детских церебральных параличах наиболее всего поражается моторная функция: координация движений, способность к опоре, удержанию равновесия. Для таких людей характерны также быстрая утомляемость и низкий уровень работоспособности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут в полной мере реализовать свою природную потребность в движении, играх, эмоциональном общении. Из-за этого они отстают от своих сверстников не только физически, но и психически и психологически.

Наиболее типичными двигательными расстройствами при всех заболеваниях являются: