Бег самый древний вид легкой атлетики егэ

Бег самый древний вид легкой атлетики егэ

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Бег — самый древний вид лёгкой атлетики. 2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. 3) На приволье: в поле, в лесу или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. 4) «Внимание!» — негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. 5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперёд – бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» − десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложениях 1 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже. Слово «почти» в предложении №7 выступает в роли существительного.

Задание № 21 ориентировано на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте. Для выполнения этого задания можно пользоваться материалами таблиц, приведённых ниже, а также материалами справочника сайта РЕШУ ЕГЭ к заданиям № 16−20.

Тире между подлежащим и сказуемым

а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие);

б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море);

в) перед сказуемым стоит частица не (Бедность не порок);

г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда — наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны);

д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сашка мне друг);

е) сказуемое предшествует подлежащему (Хороший человек Фёдор Кузьмич);

Курить — здоровью вредить.

а) значит является вводным словом (в значении следовательно): Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень;

б) значит является глаголом в значениях:

1. «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец);

2. «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не значит, что я с тобой согласен);

3. «иметь значение, быть существенным» (Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать);

Тире в предложении с однородными членами при обобщающем слове

Правило Пример
Обобщающее слово заключает перечислительный ряд однородных членов, поэтому перед ним ставится тире На лесной опушке, на полянке, на проталинках — всюду заметен весенний след.
Обобщающее слово стоит перед однородными и после обобщающего стоит двоеточие, а после однородных предложение продолжается, поэтому ставится тире Всюду: на лесной опушке, на полянке, на проталинках — заметен весенний след
Однородные члены находятся в середине предложения, и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, поэтому тире ставится с двух сторон Всё, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома.

Тире при приложении

Приложение — определение, выраженное существительным.

Правило Пример
Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союз «а именно» Основная директива — повышение качества продукции — выполняется успешно.
Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу
Если приложений несколько, чтобы установить границу между приложениями и определяемым существительным Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах
Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом В комнате сидела бабушка, мой брат — пятилетний Петя, сестра Нина и я.
Если внутри приложения есть запятые Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу — оленя, сбитого стрелой

Тире при несогласованных определениях

Я наложу на всех одну обязанность — творить.

Тире при согласованных и несогласованных определениях

Правило Пример
Для обособления распространённых согласованных определений, стоящих в конце предложения, особенно при перечислении ставится тире Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с пёрышками, и без пёрышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель — чёрных, белых, жёлтых, кожаных…
Определения, расположенные внутри предложения, могут выделяться с двух сторон тире Подглядывая в окошко, я вижу на своём дворе, как птицы всех мастей — чёрные, серебристо-шоколадные, белоснежные — слетаются к моим кормушкам.

Тире при вставных конструкциях

Правило Пример
При помощи тире выделяются вставные конструкции, дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора и т. д. (часто в произведениях художественной литературы) Тут — делать нечего — друзья поцеловались (Кр.); Но — чудное дело! — превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом (Т.)

Тире при прямой речи

Правило Пример
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире «Это лошадь отца моего», — сказала Бэла.
Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире «Я говорил вам, — воскликнул Максим Максимыч, — что нынче будет погода».

Тире при диалоге

— Идём! — скомандовал отец.

Тире в неполных предложениях

Неполнота предложения бывает связана с пропуском одного или не-скольких членов предложения. Различается неполнота эллиптическая (в самостоятельно употребляющихся предложениях с отсутствующим сказуемым) и контекстуальная (пропущенный член предложения восстанавливается из контекста).

Однако при отсутствии паузы и логического ударения на обстоятельственном члене предложения тире не ставится: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей (П.)

Тире интонационное

Тире, называемое интонационным, может отделять любую часть предложения.

Правило Пример
В однотипно построенных частях сложного предложения без пропуска члена Деньги — исчезают, работа — остаётся.
Интонационное тире между любыми членами предложения Лежали мёртвые — и лепетали ужасную, неведомую речь.
Тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения, также имеет интонационный характер Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошёл — Швабрин.

Тире соединительное

Беспосадочный перелёт Москва — Хабаровск; Через эту станцию можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев.

Крестовые походы XI — XIII веков, репертуар театра на январь — март.

Матч Карпов — Каспаров.

Тире при присоединительных конструкциях

Правило Пример
Если следует присоединительная конструкция, то перед ней ставится тире «Мой дом — моя крепость» — эта народная мудрость передаётся от поколения к поколению.

Постановка тире в бессоюзном сложном предложении

Правило Пример
Если во второй части содержится указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и). Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой — изнутри поднялся собачий лай (Н. Гоголь).
Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а). Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (А. Пушкин).
Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда). Я умираю — мне не к чему лгать (И. Тургенев).
Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда) Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (М. Пришвин).
Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если». Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (А. Пушкин).
Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто). Молвит слово — соловей поет (М. Лермонтов).
Если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта. Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (А. Арбузов).
Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении. На стене ни одного образа — дурной знак (М. Лермонтов).

Тире в сложноподчиненных предложениях

Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Н. Гоголь).

Что она натура честная — это мне ясно… (И Тургенев).

Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут — я воли своей не отдам (М. Салтыков-Щедрин).

Практические советы выпускнику
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Советы выпускникам , сдающим ЕГЭ в 2019 годв

Скачать:

Вложение Размер
Практические советы выпускникам, сдающим ЕГЭ по русскому языку в 2019 году 15.75 КБ
sovety.docx 15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Практические советы выпускнику

ЕГЭ по русскому языку не за горами. В основную волну этот экзамен школьники будут сдавать уже третьего июня. На всю работу, как и раньше, будет отводиться 3,5 часа (210 минут). Всего будет две части и 27 заданий. Первая содержит 26 заданий с кратким ответом. Вторая часть — всего одно задание, но самое сложное — сочинение.

О том, что нового появилось в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году и как изменились сами задания, рассказывает кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы международной квалификации, эксперт Обрсоюза Роман Дощинский .

Совет № 1 . Изменен формат задания № 1. Хотя по-прежнему, выполняя данное задание, нужно внимательно прочитать исходный текст и выделить только две главные мысли из списка предложенных. Но что конкретно изменилось? В 2019 году даже за одну неверно указанную цифру экзаменуемый получит автоматически 0 баллов.

Совет № 2 . Задание № 2 изменилось заметнее. Если в работе 2018 года требовалось из приведенных слов выбрать то, которое должно стоять в предложении на месте пропуска, то в этом же задании 2019 года экзаменуемый должен подобрать это слово самостоятельно.

(1) Единственной мерой, которую в середине XIX века лондонцы приняли против пыли, уже тогда изрядно им досаждавшей, было запрещение пользоваться каменным углем для отопления. (2) пыли в городе оставалось немало и помимо той, что была от угля.

Каков правильный ответ? Гадать можно долго… Но вариант только один — «Однако». Дело в том, что в задании обязательно есть подсказка в виде указания части речи — в данном случае это противительный союз. Правда, это слово имеет ряд синонимов (но, а), что обязательно учитывается машиной при обработке ответов.

А вот еще пример:

(1) Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. (2) объясняется тем, что в корневой зоне растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии.

Ну… здесь проще. Правильный ответ — «Это». Помним также, что в задании имеется подсказка в виде морфологической характеристики — указательное местоимение.

Совет № 3. Орфографические задания № 9—12 видоизменились и, по сути, существенно усложнились. По этой причине в 2019 году прогнозируется некоторое снижение качества выполнения этих заданий. Тем более что максимальное количество баллов за выполнение каждого из них — 1. А количество ответов в каждом непредсказуемое — от 2 до 4.

Что это значит на практике? Как готовиться? Выход только один: отрабатывать знакомые орфограммы, но на более разнообразном материале. Причина усложнения еще и в том, что раньше «длинные» слова не могли появиться в указанных заданиях из-за ограничения, накладываемого «законом 17 клеток». А сейчас это ограничение снято, и у разработчиков КИМ появился полный простор для включения в задания таких сложных с точки зрения написания слов, как «прикосновение», «спортинвентарь», «неприемлемый», и других.

Совет № 4. Появилось совершенно новое задание — № 21. Оно проверяет умение проводить пунктуационный анализ текста. Здесь могут быть предложены четыре формулировки — найти тире, найти двоеточие, найти запятую и найти запятые.

Нагляднее будет показать все на примере:

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Бег — самый древний вид легкой атлетики. 2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. 3) На приволье: в поле, в лесу или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. 4) «Внимание!» — негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. 5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперед — бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» — десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.

Для выполнения данного задания изначально нужна минимальная теоретическая основа. По каждому знаку препинания рекомендуется составить таблицы, в которых будут зафиксированы функции всех знаков препинания. Например, тире в русском языке — это и тире в предложении с однородными членами и обобщающим словом при них, и тире между подлежащим и сказуемым, и тире в бессоюзном сложном предложении, и тире при обособлении приложения, и тире на месте пропуска слова или целых слов, и тире в предложении с прямой речью, и тире при указании временных и пространственных интервалов. Подобные таблицы можно составить по всем встречающимся в задании № 21 знакам препинания.

Кроме того, учтите, что при работе над понятием «пунктуационное правило» следует строго ориентироваться на «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года.

Сколько цифр в ответе на задание № 21 может быть?

Естественно, не может быть одной цифры. Формулировка задания: «Найдите предложения…» Так что ответом может быть от 2 до 9 цифр. При этом надо понимать, что ответов 9, 8, 7 и даже 6 скорее всего не будет: трудно себе представить связный текст, в котором в 6 предложениях из 9 были бы представлены примеры на одно пунктуационное правило.

Возможно ли несколько рядов ответов в новом задании на пунктуацию? Да. В таком случае правильным ответом является любой ряд по выбору экзаменуемого. Но только один! То есть на одно правило.

Совет № 5. Серьезно изменилось последнее задание — сочинение. Оно теперь идет под номером 27. Здесь уточнены критерии оценивания: опираться в ответе нужно не на прочитанные ранее тексты, а только на тот текст, который представлен в задании.

Предварительный просмотр:

Практические советы выпускнику

ЕГЭ по русскому языку не за горами. В основную волну этот экзамен школьники будут сдавать уже третьего июня. На всю работу, как и раньше, будет отводиться 3,5 часа (210 минут). Всего будет две части и 27 заданий. Первая содержит 26 заданий с кратким ответом. Вторая часть — всего одно задание, но самое сложное — сочинение.

О том, что нового появилось в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году и как изменились сами задания, рассказывает кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы международной квалификации, эксперт Обрсоюза Роман Дощинский .

Совет № 1 . Изменен формат задания № 1. Хотя по-прежнему, выполняя данное задание, нужно внимательно прочитать исходный текст и выделить только две главные мысли из списка предложенных. Но что конкретно изменилось? В 2019 году даже за одну неверно указанную цифру экзаменуемый получит автоматически 0 баллов.

Совет № 2 . Задание № 2 изменилось заметнее. Если в работе 2018 года требовалось из приведенных слов выбрать то, которое должно стоять в предложении на месте пропуска, то в этом же задании 2019 года экзаменуемый должен подобрать это слово самостоятельно.

(1) Единственной мерой, которую в середине XIX века лондонцы приняли против пыли, уже тогда изрядно им досаждавшей, было запрещение пользоваться каменным углем для отопления. (2) пыли в городе оставалось немало и помимо той, что была от угля.

Каков правильный ответ? Гадать можно долго… Но вариант только один — «Однако». Дело в том, что в задании обязательно есть подсказка в виде указания части речи — в данном случае это противительный союз. Правда, это слово имеет ряд синонимов (но, а), что обязательно учитывается машиной при обработке ответов.

А вот еще пример:

(1) Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. (2) объясняется тем, что в корневой зоне растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии.

Ну… здесь проще. Правильный ответ — «Это». Помним также, что в задании имеется подсказка в виде морфологической характеристики — указательное местоимение.

Совет № 3. Орфографические задания № 9—12 видоизменились и, по сути, существенно усложнились. По этой причине в 2019 году прогнозируется некоторое снижение качества выполнения этих заданий. Тем более что максимальное количество баллов за выполнение каждого из них — 1. А количество ответов в каждом непредсказуемое — от 2 до 4.

Что это значит на практике? Как готовиться? Выход только один: отрабатывать знакомые орфограммы, но на более разнообразном материале. Причина усложнения еще и в том, что раньше «длинные» слова не могли появиться в указанных заданиях из-за ограничения, накладываемого «законом 17 клеток». А сейчас это ограничение снято, и у разработчиков КИМ появился полный простор для включения в задания таких сложных с точки зрения написания слов, как «прикосновение», «спортинвентарь», «неприемлемый», и других.

Совет № 4. Появилось совершенно новое задание — № 21. Оно проверяет умение проводить пунктуационный анализ текста. Здесь могут быть предложены четыре формулировки — найти тире, найти двоеточие, найти запятую и найти запятые.

Нагляднее будет показать все на примере:

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Бег — самый древний вид легкой атлетики. 2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. 3) На приволье: в поле, в лесу или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. 4) «Внимание!» — негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. 5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперед — бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» — десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.

Для выполнения данного задания изначально нужна минимальная теоретическая основа. По каждому знаку препинания рекомендуется составить таблицы, в которых будут зафиксированы функции всех знаков препинания. Например, тире в русском языке — это и тире в предложении с однородными членами и обобщающим словом при них, и тире между подлежащим и сказуемым, и тире в бессоюзном сложном предложении, и тире при обособлении приложения, и тире на месте пропуска слова или целых слов, и тире в предложении с прямой речью, и тире при указании временных и пространственных интервалов. Подобные таблицы можно составить по всем встречающимся в задании № 21 знакам препинания.

Кроме того, учтите, что при работе над понятием «пунктуационное правило» следует строго ориентироваться на «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года.

Сколько цифр в ответе на задание № 21 может быть?

Естественно, не может быть одной цифры. Формулировка задания: «Найдите предложения…» Так что ответом может быть от 2 до 9 цифр. При этом надо понимать, что ответов 9, 8, 7 и даже 6 скорее всего не будет: трудно себе представить связный текст, в котором в 6 предложениях из 9 были бы представлены примеры на одно пунктуационное правило.

Возможно ли несколько рядов ответов в новом задании на пунктуацию? Да. В таком случае правильным ответом является любой ряд по выбору экзаменуемого. Но только один! То есть на одно правило.

Совет № 5. Серьезно изменилось последнее задание — сочинение. Оно теперь идет под номером 27. Здесь уточнены критерии оценивания: опираться в ответе нужно не на прочитанные ранее тексты, а только на тот текст, который представлен в задании.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит советы выпускникам школы и их родителям для успешной подготовке к ГИА и ЕГЭ. Можно использовать для проведения родительских собраний и классных часов в 9 классе и 11 классе.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма. Причиной этого является, в первую очеред.

Советы выпускникам «Как подготовитья к сдаче экзаменов».

Советы для выпускников 11 классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ.

Как подготовиться к сдаче экзаменов.

Материал поможет успешно подготовиться к итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ.

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к ГИА выпускников и их родителей(рекомендации составлены по материалам службы практической психол.

Бег – самый древний вид спорта

История.

Как вид спорта, бег впервые появился еще в пещерный период. Известно, что за право участвовать в охоте, многие воины должны были продемонстрировать собственные силы, бег был одним из ключевых параметров. Тот воин, который прибегал быстрее к финишу, получал право участвовать в охоте. В то время, это был единственный способ прокормить и себя, и семью.

Первые официальные осознанные появления бега в мировой истории, прослеживаются в Древнем Египте. Первые поселенцы устраивали соревнования в честь бога солнца Ра, бег носил ритуальный характер, и выглядел иначе. Одетые в легкие одежды женщины бежали к Нилу, а после, должны были на скорость полностью раздеться, искупаться, и вернуться обратно к жрецу. Та, что успевала очиститься раньше, побеждала в этом соревновании, получая возможность стать наложницей фараона.

В Греции, прародительницей всех олимпийских видов спорта, бег имел важную стратегическую ценность. Греция по типу построения государства была кучей полисов, которые постоянно вели войну друг с другом. Быстрые гонцы ценились на вес золота, так как могли не только передать жизненно важную информацию, но и опередить в этом других гонцов. Состязания между гонцами проводились постоянно, так как по ходу пути гонец мог умереть, или же перейти на сторону к неприятелю.

Когда контроль над страной взяли Афины, бег стал официальным видом спорта. Спортсмены могли претендовать не только на призы, но и на определенное положение в обществе. Именно тогда впервые зародился культ спорта, который позже ненадолго исчез из жизни человечества, вернувшись только с приходом средних веков.
Известны также случаи, когда бег как вид спорта был частично изменен, в силу культурных особенностей, или же, иных причин. Так, например на Руси девушки часто прыгали через костер, при этом, по своей структуре, данное развлечение носило именно спортивный характер. В Китае девушки, только что вышедшие замуж, занимались бегом для сохранения семьи, тем самым не только тренируя бедра, но также готовившихся в случае преследований за измену в спешке покидать дом супруга.

Настоящее время.

Бег продолжает быть актуальным, а главное, самым простым видом спорта. Для достижения в нем первых мест, нужно всего лишь проводить тренировки, и большинство спортсменов, выигрывающих главные призы в мировых первенствах, как правило, каждый раз являются новичками в этом деле. За всю историю мирового бега было несколько имен, которые брали подряд первые места, год за годом выигрывая ценные призы.

Однако, у бега есть свои проблемы, связанные в первую очередь с поддержкой спонсоров, и развитием спортивного оборудования. Изначально, бег проводился при условии голой стопы, лишь потом после явных травм разрешили носить обувь. На данном этапе, многие кроссовки могут быть признаны допингом спортсмена, так как не просто улучшают бег, позволяя испытывать меньшую нагрузку на стопу, но и делают сам процесс бега на длительные дистанции легче. Однако, это уже многие годы не волнует олимпийский комитет, который считает нормальным что крупные игроки спонсируют собственных любимчиков, а те взамен рекламируют их бренд.
Существует несколько разновидностей бега как вида спорта. Бег на короткие дистанции, бег на длинные. Бег с препятствиями, челночный бег, кросс. Таким образом, сам бег лишь общее понятие, не имеющее собственность индивидуальности. Тем не менее, оставаясь главным, самым древним видом спорта, бег продолжает быть на первых местах, всегда привлекая к себе должное внимание широкой аудитории по всему миру.

Подготовка к ЕГЭ. Задание 21. Тире.

В работе содержится теория и алгоритм выполнения задания 21.Данная презентация может быть использована при подготовке к выполнению задания 21 ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Задание 21. Тире.»

МБОУ Матвеево-Курганская сош №3 им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина Хиврич Н.Г., учитель русского языка и литературы высшей категории.

Подготовка к ЕГЭ 2020

  • Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Еще одним действенным способом привлечения интереса аудитории является прием «риторический вопрос». Это вопрос, не требующий ответа.

Но эффективность этого приема заключается в том, что в нем

имеется указание на нечто важное и актуальное для аудитории.

Повторяем теорию

  • Тире ставится:
  • 1. Между подлежащим и сказуемым. (П — С).
  • 2. В неполном предложении (НП).
  • 3. После однородных членов перед обобщающим словом (ОЧ перед ОС).
  • 4.При обособленных приложениях (Обособл. прилож).
  • 5. В бессоюзных сложных предложениях (БСП).
  • 6. При прямой речи или диалоге (ПР).

Употребление тире в предложении

1.Между подлежащим и сказуемым. (П — С).

2. В неполном предложении (НП).

Фонетика – учение о звуках речи.

3. После однородных членов перед обобщающим словом (ОЧ перед ОС).

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Наша цель – учиться.

Дважды два – четыре.

В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.

4. При обособленных приложениях (Обособл. прилож).

Среди них изредка встречались кирпичные здания – грубые большие коробки…

5. В бессоюзных сложных предложениях (БСП).

Я умираю – мне не к чему лгать.

6. При прямой речи или диалоге (ПР).

Смерти бояться – на свете не жить.

«Славный малый!» — думал про Мересьева Гвоздев.

— Ты ученица, милая? – ласково спросил Давыдов.

— Да, — тихо ответила девочка.

Алгоритм выполнения задания :

  • I. Вспомнить правила постановки тире:
  • 1. Между подлежащим и сказуемым. (П — С).
  • 2. В неполном предложении (НП).
  • 3. После однородных членов перед обобщающим словом (ОЧ перед ОС).
  • 4.При обособленных приложениях (Обособл. прилож).
  • 5. В бессоюзных сложных предложениях (БСП).
  • 6. При прямой речи или диалоге (ПР).
  • II. Внимательно прочитать текст.
  • III. Выписать номера предложений, в которых поставлено тире.
  • IV. Определить условия постановки тире в каждом из этих предложений и записать под соответствующим номером предложения.

Должна получиться следующая запись:

5. ОЧ перед ОС (однородные членыперед обобщающим словом).

Задание 21 Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Бег — самый древний вид лёгкой атлетики. 2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. 3) На приволье: в поле, в лесу или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. 4) «Внимание!» — негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. 5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперёд – бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» − десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.

  • 1. П — С.
  • 3. после ОЧ
  • 4.ПР
  • 5.БСП.
  • 7. П — С
  • Ответ: 17

  • 1) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома», — говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.

  • 2. П — С.
  • 4. ПР
  • 5. БСП
  • 7. П — С
  • Ответ: 27

  • Используя материал § 79, 85 — 92 заполнить таблицу «Условия постановки запятой в простом осложненном предложении».

История легкой атлетики

Легкая атлетика — древний вид спорта. Самым первым видом спорта считается бег. Древние греки соревновались на дистанции один стадий, который равняется 192 метрам. Первым чемпионом в 776 году до нашей эры стал мужчина по имени Кореб из города Элиды.

Легкая атлетика в наше время

Первые упоминания о легкой атлетике нашего времени датируются 1837 годом. В этом году в Англии в городе Регби состоялись состязания, где ученики одного из колледжей бегали дистанцию два километра. Эти соревнования привлекали довольно много людей и поэтому их сделали регулярными. Другие учебные заведения стали проводить похожие соревнования. По истечению нескольких лет участники состязаний стали соревноваться в спринтерском беге и метании снарядов. В пятидесятых годах девятнадцатого века добавились такие дисциплины как прыжки в длину и высоту, толкание и метание снарядов.

В 1865 году в Англии прошли крупные соревнования, поводом послужило открытие Лондонского атлетического клуба. Европейские страны намного позже стали проводить соревнования. Только к 1890 году регулярно стали проходить ежегодные соревнования и первенства. В 1896 году в Афинах состоялись первые Олимпийские игры. Соревнования включали в себя двенадцать дисциплин, но в них приняли участие всего несколько стран. Победу одержали американские спортсмены.Соревнования для женщин стали проводить в начале 20-го века по пяти дисциплинам, количество видов с каждым годом увеличивалось и к 1996 году достигло двадцати. В начале 21 века были добавлены следующие дисциплины: метание молота, прыжки с шестом и бег на 3000 метров с препятствиями.

Легкая атлетика в России

В России данный вид спорта стал популярным только в девяностых годах 19 века, с момента основания «Общества любителей бега», через четыре года он был переименован в «Петербургский кружок любителей бега». Организация разработала правила соревнований, и в 1908 году состоялось первенство страны. Российские легкоатлеты впервые приняли участие в Олимпийских играх в 1912 году в Стокгольме. Страну представляли сорок семь спортсменов, к сожалению никому не удалось завоевать призовое место. Это подтолкнуло Олимпийский комитет проводить Всероссийские Олимпийские игры каждый год. Уже на следующий год в Киеве была проведена своя Олимпиада.

В 20-х двадцатого века прошел чемпионат СССР по легкой атлетике, начали фиксироваться рекорды. Толчок в развитии массовой легкой атлетики дала Всесоюзная спартакиада 1928 года, которая прошла в Москве. В ней приняли участие более пятнадцати стран и полторы тысячи спортсменов. В тридцатых годах 20 века начался выпуск методической литературы и пособий. В ней был собран опыт сильнейших спортсменов и лучших тренеров. Эти события помогли спортсменам достичь высоких результатов, однако из-за Второй мировой войны все международные соревнования отменили. Только в 1952 году сборная СССР вновь оказалась на Олимпийских играх. Советские спортсмены завоевали две золотые, десять серебряных и семь бронзовых медалей.Большое количество медалей советские легкоатлеты забрали на Олимпиаде в Риме в 1960 году. Наши спортсмены завоевали золото в прыжках, метании и в беге на стайерских дистанциях.

После развала СССР, Россия стала самостоятельно выступать на Олимпийских играх, количество медалей значительно сократилось. Всего три золотые медали были завоеваны в Сиднее в 2000 году. В 2008 году их количество выросло до шести.

Уровень подготовки наших спортсменов уступает мировому. Причиной служит отсутствие хороших тренерских кадров и плохая система подготовки. Тренеры не могут привлечь детей для занятия спортом. Заработная плата тренеров полностью зависит от успеха своих учеников, никакого другого поощрения и стимулирования для них нет. Поэтому тренерский штаб состоит из пожилых людей, молодые люди не стремятся связать свою жизнь с этой профессией. В нашей стране отсутствуют центры подготовки легкоатлетов. Существует лишь две спортивные базы в Адлере и Кисловодске, но они не удовлетворяют современным требованиям. Из-за недофинансирования ремонт на базах не проводят, они плохо оснащены инвентарем и оборудованием, в результате часть спортсменов вынуждена уезжать на сборы в другие страны. Однако в крупных городах ремонтируют и строят стадионы, реконструируют спортивные комплексы, манежи.

Главной проблемой для профессиональных спортсменов является вопрос допинга. Химические препараты для искусственного повышения результатов использовали давно, их перечень ежегодно увеличивается. В ноябре 2015 года Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций за многочисленные нарушения антидопинговых правил отстранил российских спортсменов от участия в соревнованиях, в том числе в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Вопрос допинга остается открытым.

Легкая атлетика: виды и история олимпийских дисциплин

Благодаря разнообразию и доступности легкая атлетика является самым массовым видом спорта. Олимпийская программа, кроме беговых видов, включает в себя еще четыре раздела. Каждый раздел состоит из нескольких дисциплин. Рассмотрим основные легкоатлетические виды спорта.

Легкая атлетика – определение

Легкая атлетика – это комплексный вид спорта, который включает в себя множество спортивных дисциплин, разделенных на 5 групп: бег, ходьба, прыжки, метания, многоборье.

Всероссийский реестр видов спорта содержит около 100 спортивных дисциплин, отнесенных к категории – легкая атлетика. В программу Олимпийских игр входит 24 упражнения для мужчин и 23 для женщин.

Краткая история легкой атлетики

История спорта началась с легкой атлетики. Первым олимпийским чемпионом стал бегун по имени Кореб из города Элиды.

Вид спорта № 1

Легкую атлетику считают родоначальником Олимпийских игр. Первые Олимпийские игры в Древней Греции прошли в 776 году до нашей эры. Согласно древнегреческим мифам, соревнования проводились только в одном виде спорта – бег. Дистанция составляла 192 метра.

Состязания в беге, оставались единственным видом соревнований на протяжении первых 13 олимпиад. Со временем концепция Игр менялась. Сначала добавились новые дистанции в беге, затем появилось пятиборье. Его основу составили легкоатлетические упражнения. Первое многоборье включало в себя: бег, прыжки в длину, метание дисков, метание копий и борьбу.

Современная история

История современной легкой атлетики началась в 1837 году. В г. Регби (Великобритания) были проведены состязания в беге среди учащихся колледжа. Инициативу подхватили другие учебные заведения (в том числе университеты Оксфорда и Кембриджа). Во многом благодаря университетскому влиянию в 1865 году был основан Лондонский атлетический клуб – первая официальная организация легкой атлетики.

В 1896 году были возрождены всемирные Олимпийские игры. Назрела необходимость организовать международный руководящий орган. В 1912 году в Стокгольме прошел первый Конгресс. Он положил начало созданию Международной ассоциации легкоатлетических федераций (International Amateur Athletics Federation, IAAF). В настоящее время членами ИААФ являются 214 стран, включая Россию. Штаб-квартира ассоциации находится в Монако.

Классификация легкоатлетических видов спорта

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам. Приведем несколько примеров.

Классификация по половому и возрастному признаку: мужские и женские соревнования, нормативы для юношей и девушек.

По месту проведения: крытые или открытые стадионы, шоссейные дороги или пересеченная местность.

По двигательным движениям: бег, ходьба, прыжки, метания и комбинация этих упражнений (многоборье).

Отечественная педагогическая литература предполагает разделение легкоатлетических дисциплин на классические (олимпийские) и неклассические (все остальные). Такой подход соответствует разделению всех видов легкой атлетики на пять основных групп. Рассмотрим эти группы.

Олимпийские виды легкой атлетики

Легкую атлетику называют королевой олимпийского спорта. Забеги на короткие и длинные дистанции, прыжки в высоту, длину, метание молота и так далее. Олимпийские чемпионы разыгрывают 47 комплектов наград. У мужчин 24 дисциплины, у женщин 23.

Беговые дисциплины

В медальном зачете бег занимает первую позицию. Олимпийская программа состоит из 13 дисциплин.

Спринт – включает в себя 3 дистанции: 100, 200 и 400 метров.

Бег на средние дистанции – 800 и 1500 метров.

Бег на длинные дистанции – 5 и 10 километров.

Марафон – дистанция 42 км, 195 м. Забег проводят по дороге с твердым покрытием (шоссе).

Барьерный бег включает в себя 2 дисциплины. Мужчины соревнуются на дистанциях 110 м и 400 м. Женщины вместо 110 бегут 100 метров. Высота барьеров у женщин ниже.

Бег с препятствиями (стипль-чез) — самостоятельная беговая дисциплина. В олимпийскую программу входит бег на 3000 метров. Состязания проводят на стадионе. Атлеты бегут по кругу. Спортсмену необходимо преодолеть 35 барьерных препятствий, включая 7 ям с водой. Водная преграда находится сразу за барьером. Барьер закреплен жестко и не падает, как в барьерном беге. Поэтому бегун может напрыгивать (наступать) на препятствие.

Эстафета – олимпийская дистанция имеет два варианта: 4×100 и 4×400 метров.

Спортивная ходьба

Спортивная ходьба – легкоатлетический вид спорта, в котором, в отличие от бега, сохраняется постоянный контакт ноги с землёй. Соревнования проводят вне стадиона (на шоссе). В этом спорте у мужчин установлено 2 олимпийские дистанции: 20 и 50 км, у женщин одна – 20 километров.

Прыжки

В легкой атлетике выделяют два вида прыжков:
вертикальные – прыжок в высоту, прыжки с шестом;
горизонтальные – прыжки в длину, тройной прыжок.

Все 4 дисциплины в 1908 году включены в Олимпийскую программу.

Метания

Метание – это упражнение в толкании или бросании специальных снарядов на дальность. В программу Олимпиады входит 4 дисциплины.

Метание копья. Упражнение выполняют с прямого разбега. Соревнования проводят на стадионе. Атлет разбегается по дорожке и совершает бросок из-за головы, над плечом. Остальные метания выполняют из специального круга.

Метание диска. Бросок производят с ограниченного пространства. Метатель находится внутри огороженного сеткой круга. Вес диска у мужчин – 2 кг, у женщин – 1 килограмм.

Метание молота. Снаряд представляет собой металлический шар. Он соединён с рукоятью стальной проволокой. Атлет, сначала, раскручивает молот над головой стоя на месте. Затем, делает 3 – 4 поворота тела и совершает бросок.

Толкание ядра – силовое упражнение с ярко выраженным взрывным характером мышечной работы. Ядро, весом 7,260 кг, толкают от плеча. Мировой рекорд принадлежит американцу Рэнди Барнсу и составляет 23 метра 12 сантиметров.

Многоборье

Многоборье – совокупность нескольких легкоатлетических дисциплин. Среди мужчин проводят состязания по десятиборью. Женщины выступают в семиборье. Олимпийские соревнования разделены на 2 дня.

Десятиборье. Первый день: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м. Второй день: барьерный бег 110 м, метание копья, прыжок с шестом, метание диска, бег 1500 м.

Семиборье. Первый этап: барьерный бег 100 м, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 200 м. Второй этап: прыжок в длину, метание копья, бег 800 м.

За каждый вид спортсмен получает определённое количество очков. Затем эти очки суммируют и определяют победителей.

Неклассические дисциплины в лёгкой атлетике

Легкоатлетические дисциплины, не входящие в программу современных Олимпийских игр, принято называть неклассическими. Многие из них нам известны с детства.

Перетягивание каната – официальный вид спорта, имеющий свою международную федерацию. В состав организации входит 51 национальная федерация, включая Россию. В период с 1900 по 1920 год перетягивание каната входило в Олимпийскую программу, как одна из дисциплин легкой атлетики.

Кросс – бег по пересеченной местности. До 1924 года являлся олимпийским видом спорта. Теперь легкоатлетический кросс, это оздоровительная пробежка среди любителей. Соревнования не имеют жесткой международной регламентации. Забег проводят через лесную зону и открытые пространства, вне стадиона. Протяженность дистанции от 4 до 12 километров.

Бег на 60 метров – не олимпийский вид спринта. С этим легкоатлетическим упражнением знаком каждый старшеклассник. Упражнение входит в школьную программу общей физической подготовки (ОФП) и является обязательным нормативом ГТО.

Какие качества развивает легкая атлетика

Спортивный результат в легкой атлетике, это оценочный показатель. Он имеет качественное или количественное измерение. Надо прибежать первым, дальше метнуть или прыгнуть. Соревновательный подход стимулирует физическое развитие. Физические возможности человека связаны с так называемыми кондиционными и координационными способностями организма.

Кондиционные способности (качества) – это совокупность 4 индивидуальных, физических (двигательных) особенностей: силы, выносливости, быстроты и гибкости.

Координационная способность – это способность применять двигательные качества и адекватно перестраивать двигательную деятельность в различных ситуациях. В педагогической литературе координационные способности (качества) связывают с понятием ловкость.

Легкоатлетические упражнения развивают все физические качества.

Силовые качества

Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Средствами развития силы являются силовые тренировки. В легкой атлетике, это: спринт, метания, толкание ядра и другие «взрывные» упражнения.

Силовые нагрузки решают сразу два вопроса. Во-первых, увеличивают расход энергии (молекул АТФ). Во-вторых, провоцируют гипертрофию (рост) мышечной ткани.

Выносливость

Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Лучше всего выносливость развивает бег на длинные дистанции. Легкоатлетический кросс увеличивает объём легких и укрепляет сердечную мышцу.

Регулярные тренировки помогают организму адаптироваться к нагрузкам. То, что вчера казалось непосильным, сегодня становится обычной нагрузкой. Так мы развиваемся, становимся сильнее.

Скоростные способности

Быстрота – способность выполнять двигательные действия, в минимальный для данных условий промежуток времени.

Для развития скоростных способностей используют упражнения, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Приведем несколько примеров. Подвижные игры (эстафеты, футбол, баскетбол); бег с ускорением и старты из различных исходных положений (высокий старт, низкий); прыжки через скакалку и так далее.

Гибкость

Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Без подвижных суставов и гибких связок невозможно развить скоростные способности. Поэтому развитию гибкости в легкой атлетике уделяют особое внимание.

Ловкость

Это физическое качество объединяет все двигательные способности: быстроту, гибкость, выносливость, силу. Ловкость – это способность точно, быстро и рационально выполнять сложные двигательные движения.

В легкой атлетике ловкость развивают такие упражнения как, прыжки в высоту, прыжки с шестом, барьерный бег, стипль-чез. Они требуют от спортсмена особой концентрации и координации движений.

Заключение

Легкая атлетика объединяет виды спорта, основанные на естественных движениях: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие упражнений дает широкие возможности для тренировочного процесса.

Можно подобрать нагрузку любой сложности. Школьник, домохозяйка, олимпийский чемпион – каждый занимается в меру своих возможностей и целей.

Легкоатлетические упражнения, с одной стороны, способствую физическому развитию, с другой стороны, позволяют оценивать уровень физической подготовленности человека.

Постскриптум

Откройте следующею страничку. Простыми словами расскажем, откуда мышцы берут энергию , зачем нужны молекулы АТФ и чем аэробная нагрузка отличается от силовой.