Бег с максимальной скоростью выполняется метров

Бег на 100 метров

Бег на 100 метров относится к легкоатлетическим дисциплинам, при которых забеги проводятся на короткие дистанции. Такой бег требует высочайшей координации движений и умения развивать большие скорости за малые промежутки времени. Стометровый бег должен выполняться с соблюдением особой техники, а также требует длительной подготовки.

Общие принципы бега на 100 метров

Во время преодоления стометровки важнейшее значение придается биологическим и физиологическим факторам. Для достижения высоких результатов требуется очень долго тренироваться, вкладывая массу сил и времени. Кроме того, от спортсмена требуется непрестанно совершенствовать координацию движений. Именно от координационных качеств будет зависеть результат стометровых забегов.

При движении по дистанции с максимальной скоростью бегуну необходимо уметь контролировать все свои движения тела. Даже пустяковая ошибка в техническом плане способна привести к резкой потере скорости бега, а иногда – даже к травме. По этой причине техника и координация движений должны быть доведены до совершенства.

Нормативы бега на 100 метров

Стометровый бег входит в обязательную программу физической подготовки студентов, школьников, служащих в армии. Для определения результатов забегов существуют специальные нормативы. Чтобы стать мастером спорта, мужчине необходимо пробежать дистанцию за 10,4 секунды, а женщине – за 11,6 секунд.

Чтобы ребенок гармонично развивался, в школьных программах физкультуры большое значение отводится беговым тренировкам. Во время выполнения циклических движений у школьников укрепляется сердечно-сосудистая система, нормализуется артериальное давление. Согласно мнению специалистов, для школьников лучше всего подходит бег на короткие дистанции – бег на 60 метров, на 100 метров или бег на 1000 метров.

Обычно упражнение выполняют с положения «высокий старт». Юный спортсмен принимает исходную позицию. Услышав команду «Внимание», он замирает и сосредоточивается на предстоящему старту, демонстрируя полную готовность. Школьник начинает движение по дистанции с командой «Марш». Победителем будет считаться тот, кто первым пересечет финишную черту.

Норматив стометровки для школьников-юношей составляет 14,2 секунды, для девушек – 17 секунд. Для студентов эти цифры несколько отличаются. На факультеты, связанные с физическим воспитанием, а также в военные вузы принимают юношей, показавших результат стометровки не менее 12,8 с, а девушки должны пробежать это же расстояние за 14,5 секунды. Если речь идет о непрофильных вузах, норматив будет равняться 13,4 секунды для юношей и 16 секунд для девушек. Для служащих в армии нормативы будут составлять от 13,0 до 15 с, в зависимости от возраста.

Техника стометровки

Бег на 100 метров, как и бег на 60 метров, состоит из четырех этапов: старта, разгона, передвижения по дистанции и последнего этапа – финиширования. При забегах на любые короткие дистанции применяется низкий старт, который бывает обычным, сближенным, растянутым и узким. Обычный старт представляет собой позицию, при которой расстояние между колодками и стартовой линией составляет 1-2 стопы. Начинающим бегунам лучше увеличить это расстояние на длину голени.

Растянутый старт характеризуется расстоянием от первой колодки до стартовой линии в две-три стопы, при этом расстояние между первой и второй колодкой должно составлять 1,5-2 стопы. Если речь идет о сближенном старте, дистанция до стартовой линии будет равна 1,5 стопы, а до второй колодки – 1 стопа. При узком старте расстояние между колодками будет меньше чем от стартовой линии до первой колодки на полстопы. Выбор старта зависит от силы мышц спортсмена и его способности быстро реагировать на подачу сигнала.

  • По команде «На старт» бегун занимает выделенное ему место, упираясь ногами в колодки, а указательным и большим пальцем рук – в землю на стартовой линии, при этом ногу, расположенную сзади, он ставит на колено. Спину необходимо держать ровно, а взгляд направить строго вперед. На старте руки в локтях выпрямлены, носки кроссовок касаются беговой дорожки.
  • С командой «Внимание» спортсмену необходимо приподнять таз и перенести центр тяжести на стопы и руки. Бегун становится словно сжатая пружина, которая готова в любую секунду мгновенно распрямиться.
  • Услышав звук выстрела или команду «Марш», спортсмен одновременно отталкивается ногой от колодки и руками от земли. Нога, стоящая впереди, распрямляется в тот момент, когда упиравшаяся в колодку нога начинает маховое движение. Руки с началом движения двигаются одновременно – это позволяет быстрее набрать требуемую скорость.

Дистанция стартового разгона составляет 15-30 метров. На протяжении этого расстояния спортсмен двигается с немного наклоненным корпусом. Руки перемещаются размашисто и энергично. Дальнейшую дистанцию спортсмен преодолевает с прямым корпусом. Отталкивание от земли осуществляется согнутой ногой. Между приземлением ноги бедра должны быть сведены вместе. Руки расположены вплотную к телу, их работа должна быть максимально активной. Наиболее интенсивно работают только те мышцы, которые нужны именно сейчас, в остальное время туловище расслаблено.

Если спортсмену удалось сохранить скорость бега вплоть до финишной черты, значит, тренировки не прошли зря. Чтобы уложиться в требуемые нормативы, нужны очень долгие изматывающие тренировки. Поддерживать постоянную скорость можно повышением частоты шагов и активным движением рук. Завершение дистанции происходит в момент касания финишной ленты плечом или грудью спортсмена.

Тренировка бега на 100 метров

Самым эффективным методом тренировки стометровых забегов является челночный бег. Особенно полезен он будет для отработки правильного старта и стартового разбега. Челночный бег применяется для оценки быстроты и техники при условиях, когда выполнить стометровый забег не представляется возможным.

Максимальная длина дистанции в челночном беге составляет 30 метров (иногда чуть больше), при этом спортсмен должен осуществить 4-10 таких коротких забегов. Для военнослужащих применяется техника 10х10 метров. Преимущество в таких пробежках получает тот спортсмен, кто наиболее эффективно стартует и у кого более развита ловкость во время поворотов и торможений на высокой скорости. Осуществить быстрый поворот можно, если последний шаг перед ним выполнить скачкообразно, развернувшись на опорной ноге.

Существует также техника челночного бега 3х10. Для ее выполнения используется высокий старт с опорой на одну руку. С началом движения спортсмен ускоряется вплоть до линии разворота, затем резко меняет свое положение, используя стопорящий шаг – эта техника хорошо известна футболистам и баскетболистам. Самый опасный момент в челночном беге – финиширование. На этом участке спортсмены часто получают травмы. Поэтому необходимо проследить, чтобы никаких препятствий на пути бегуна не было.

Челночный бег позволяет выработать отличную координацию движений, правильную технику дыхания. Во время таких тренировок мобилизуются все резервы организма, что позволяет спортсмену физически развиваться. Со временем бегун начинает точно определять, где нужно набирать скорость, а где тормозить. Челночный бег повышает кровообращение и помогает укреплять иммунную систему.

Лучше всего проводить занятия челночным бегом во второй половине дня, потому что в утренние часы организм находится в полусонном состоянии и резкая нагрузка, свойственная челночному бегу, может привести к травмам и возникновению проблем с легкими и сердцем.

Бегом на 100 м нельзя заниматься людям, страдающим от сердечно-сосудистых патологий, особенно при врожденных пороках сердца или сердечной недостаточности. Также данный вид бега противопоказан при гипертонической болезни, острых фазах хронических заболеваний и проблемах с позвоночником. Это же относится и к такой тяжелой дисциплине, как бег на 100 км. Прежде чем приступать к тренировкам, рекомендуется получить одобрение у врача.

Максимальная скорость и результаты в беге на длинные дистанции

Максимальная скорость — это скорость, которую вы можете развить на дистанции 50 метров “с ходу”, то есть с разбега в 20-30 метров.

Это противоречит интуиции, но максимальная скорость — прекрасный предиктор результата в беге на длинные дистанции! Как отмечает автор книги Running Science Оуэн Андерсон, прогнозирует она настолько точно, что если выстроить бегунов в шеренгу, исходя из их результатов на дистанции 10 км, то результат будет идентичным или очень близким к тому, как если бы они построились исходя из своей максимальной скорости. Строго говоря, этот эксперимент скорее всего выдаст такие результаты, если будет проводиться среди тех бегунов, которые специализируются именно на этой дистанции.

И уж точно ранжирование по максимальной скорости будет точнее, чем по МПК (максимальному потреблению кислорода, традиционному индикатору аэробной производительности). Иными словами, время 50-метрового спринта лучше прогнозирует результат на длинной дистанции, чем аэробная производительность.

Для многих из нас совсем не очевидна связь между максимальной скоростью и результатами на забегах, требующих выносливости — например, 10 км или марафоне.

И это естественно, так как эти забеги ассоциируются с аэробным метаболизмом, аэробной энергосистемой, а не анаэробной (не использующей кислород), используемой во время короткого спринта.

Так что с точки зрения энергетических систем организма связь действительно выглядит нелогичной.

Ну и к тому же в большинстве тренировочных программ большой упор делается на объемы легкого бега, развивающие аэробную производительность, темповый бег на уровне анаэробного порога, на быстрые отрезки (опять-таки, пробегаемые не на максимальной скорости), но не на развитие чистой скорости.

Так или иначе, научные исследования доказывают, что связь есть и — более того — увеличение максимальной скорости будет способствовать и улучшению результатов на длинных дистанциях!
(Естественно, как одна из составляющих системной подготовки к целевой длинной дистанции! А не единственная)

Одно из первых подобных исследований провел Тим Ноукс еще в 1990 году.
Проходили они и в Австралии, и в Финляндии. А специалисты Университета Небраски даже вывели уравнение для прогноза результата на 10-километровом забеге:

Время на 10 км = 57.22 — (5.15 * результат прыжка в длину в метрах + 0.27 * время пробегания 300 метров в секундах)

Обратите внимание, что в формуле нет МПК, нет никаких аргументов, связанных с аэробной производительностью, с выносливостью.

Конечно, важно отметить, что это просто формула, полученная в одном эксперименте с 36 бегунами, и использовать ее для прогнозирования своих результатов вряд ли стоит, но факт остается фактом — лучше всего результат на длинной дистанции в этом эксперименте объясняли два фактора, связанных с взрывной силой и скоростью.

Дело в том, что нервная система координирует движения мышц ног и на бег, в том числе длинный, стоит смотреть и с этой точки зрения. А не только с точки зрения энергосистем, как мы говорили выше.

Высокая максимальная скорость соответствует низкому времени контакта с землей, более высокой частоте шагов и более быстрой генерации мышечного усилия.
А эти показатели очень даже способствуют большей результативности и на длинных дистанциях.

Есть и психологическая составляющая. Когда вы улучшаете время пробегания отрезка на тренировке, вы поднимаете свою самооценку, осознаете, что перешли на новый уровень. А мозг “привыкает” бегать на более высоких скоростях и меньше “удивляется” быстрому темпу на соревнованиях и тренировках.

Подождите, получается, что спринтеры мирового уровня могут показывать столь же мощные результаты и на длинных дистанциях? Не совсем. У спринтеров в большинстве другое соотношение быстрых и медленных мышечных волокон, что проиллюстрировали многие исследования — того же Ноукса, например.

Итак, что такое скорость?

Скорость = частота шагов * длина шага

И улучшение максимальной скорости подразумевает оптимизацию одного из множителей (без ухудшения второго) или обоих.
Улучшите один из параметров на 1 процент — и время на пятерке, например, тоже улучшится на процент. Оба показателя вырастут на 1 процент — значит, снимете с времени забега 2 процента.

Значит, нужно понимать, как улучшать эти параметры. Скоростная работа на дорожке? Да, но… обычно мы делаем быстрые отрезки со скоростью ниже максимальной, хоть и очень высокой. То есть привычной. И наша нервно-мышечная система не получает должного стресса для адаптации и развития.

Длина шагов, вероятно, поддается изменению, но исследований на сей счет пока недостаточно.
А вот частота шагов — точно.

Итак, как уменьшить время контакта с землей и тем самым увеличить частоту шагов?

  • Включайте в программу короткие отрезки — 50-100 метров, или же 10-20 секунд, пробегаемые с максимальной скоростью. (Не обычные отрезки, пробегаемые с целевым временем в забеге на 5 км, например). Такая работа позволит нейромышечной системе “учиться” снижать время контакта с землей.
  • Упражнения на частоту. Например, бег с высоким подниманием бедра с максимальной частотой, прыжки с ноги на ногу (“многоскоки”).
  • Не забывайте про упражнения на баланс и координацию, силовые упражнения. Чем быстрее происходит стабилизация ноги на поверхности, тем меньше миллисекунд она на ней проводит. А о миллисекундах не стоит думать свысока, учитывая, как много шагов мы делаем за один длинный забег…
Читайте также  Бег трусцой польза или вред

А как увеличить длину шагов?

  • Бег по холмам. И прыжки в гору. Лучшая форма силовой работы для бегунов.
  • Силовая работа с отягощением или сопротивлением, чтобы развивать силу мышц, отвечающих за отталкивание при беге.
  • Опять-таки, работа над гибкостью и координацией.

Вот такой беговой парадокс: работаем над максимальной скоростью и как следствие улучшаем результаты в беге на длинные дистанции.

Добавлю, что можно подключать бег в шиповках, даже если вы не специализируетесь на коротких и средних дистанциях. Но любителям, особенно без спортивного прошлого и богатого опыта, а также с лишним весом, стоит быть осторожными. И проводить тренировки в шиповках желательно под наблюдением тренера.
можно не только пробегать в них короткие отрезки на стадионе, но и добавлять в план соревнования на более короткие (относительно ваших целей) дистанции: от 1000 до 3000 метров.

P.S. Благодарю за помощь в подготовке статьи тренера клуба “Бегущий человек” Ивана Нечаева.

Источники

  • Running Science — Owen Anderson
  • Noakes, T. et al. Peak treadmill running velocity during the VO2 max test predicts running performance. Journal of Sports Sciences, Vol 8 (1), 1990.
  • Paavolainen, L. et al. Explosive-strength training improves 5-km running time by improving running economy and muscle power. Journal of Applied Physiology, Vol. 86 (5), 1999.
  • Sinnett, A. et al. The Relationship between Field Tests of Anaerobic Power and 10-km Run Performance. Journal of Strength and Conditioning Research, Vol. 15 (4), 2001.

Бег на короткие дистанции: что это такое и как тренироваться

Бег на короткие дистанции или спринт — это бег с максимальной скоростью тела за ограниченный период времени, а также одна из легкоатлетических дисциплин сочетающая в себе высокую нагрузку на координацию и требование к высокоразвитой выносливости. Считается одной из самых зрелищных дисциплин, ведь короткие дистанции в беге участники проходят за несколько секунд.

Короткие дистанции

Задавшись вопросом “что такое бег на короткие дистанции?” стоит сразу узнать про метраж. Основными считают расстояния, признанные Олимпийским комитетом и включенные в программу Олимпийских игр. А именно:

50 метров

Являются аналогом 60 метров. Такое расстояние использовали после перехода на метрическую систему из ярдовой.

60 метров

Подходят для закрытых помещений. Такие забеги длятся не более 8 секунд, поэтому быстрый старт, который занимает четверть от всего времени, очень важен.

100 метров

Считается основной категорией бега на короткие дистанции. Рекордсмены этой категории считаются самыми быстрыми людьми в мире. И именно в ней поставил свой знаменитый рекорд Усейн Болт. Спортсменам мирового класса хватает меньше 50 шагов для прохождения всей дистанции.

200 метров

Начиная с этой дистанции дорожка начинает изгибаться, поэтому спортсменов перестают ставить в равную шеренгу. Вместо этого путем идеальных расчетов спортсменов ставят по диагонали. Также ключевым моментом является способность спортсмена войти в поворот сохранив скорость.

400 метров

Это расстояние представляет собой один круг дорожки на внутренней полосе. Но, так как другие дорожки длиннее, то спортсменов также ставят по диагонали. Если вам кажется, что лучший результат в этом соревновании можно узнать умножив результат за 100 метров на 4, то вы не правы. Рекорд – 43,03 секунды (результат за 100 метров умноженные на 4 – чуть больше 38 секунд). Это связано с уставанием организма.

Одна из самых интересных категорий. Представляет собой эстафету длинной в 400 метров, разделённую на 4 этапа. Забавно, что рекорд – 36,84 секунды, хотя рекорд Усейна Болта на стометровке – 9,58 секунды. Можно подумать, что есть кто-то бегающий быстрее. Но это не так. Дело в том, что спортсмен может начать свое движение раньше передачи эстафеты.

Также существуют международные нормативы для мужчин и женщин. Делятся они в обоих случаях на разряды. Различаются они только максимальным временем для получения разряда. У мужчин граница ниже. Например, для получения мастера спорта международного разряда женщина должна пробежать 400 метров за 51,2 секунды, а мужчина – 46,0. Разряд выдается только на официальных соревнованиях, после чего фиксируется в официальной разрядной книге.

Техника бега

Так как расстояние при беге на короткие дистанции минимально, то основными техниками стали:

  • Максимально быстрый разгон со стартовой позиции;
  • Наибольшая длина шагов;
  • Наибольшая частота шага.

Для выполнения всех техник нужно обладать огромной выносливостью, так как кислород моментально уходит из тела и уже через несколько секунд спортсмены чувствуют усталость, и отличной координацией, так как длина шагов может превышать 2 метра, а думать во время бега просто невозможно из-за высокой скорости, поэтому все должно происходить автоматически.

Сам бег делят на 4 стадии:

  • Старт.
  • Разбег.
  • Основная часть (бег по дистанции).
  • Финиш.

Старт

Этот этап, грубо говоря, считается подготовкой перед началом. Существует два способа старта: низкий и высокий. На всех соревнованиях используют низкий старт из колодки, специального оборудования для быстрого разгона и удобства спортсменов. При использовании колодки толчковая нога выставляется вперед, а маховая расположена сзади на расстоянии примерно 50 сантиметров от пятки.

Сам старт происходит после трех команд: на старт, внимание, марш. Последняя выполняется с помощью пистолета или флажка.

Разбег

Считается одной из самых сложных частей. Именно здесь случается наибольшее количество травм, так как за 1-2 секунды спортсмены делают 3 широких шага, которые в месте составляют более 5 метров. При этом голова опущена в низ, а тело устремлено вперед, то есть спортсмен не видит ничего кроме собственных ног. В случае неправильного расположение ног можно подвернуть стопу. В случае неправильного шага или неточного вхождения можно сломать стопу. В любой момент можно упасть и разбить голову. В среднем эта стадия занимает 30-50 метров, после которых спортсмен набирает максимальную скорость.

Бег по дистанции

Основной совет, который дают начинающим спортсменам все тренера – смотри только вперед. Это идеально описывает всю суть этой части. На максимальной скорости человек обязан двигаться только вперед. Любые сторонние действия приведут к снижению скорости. Но даже здесь нужно следить за мелкими моментами, например – плечевой пояс должен быть расслаблен, двигать нужно только руками.

Финиш

Очевидно, победителем считается тот, кто первый коснулся финишной черты. Поэтому уже давно придумали способы финиширования без потери скорости. Основных способов два:

  • Грудью
  • Плечом

В первом случае спортсмен выпячивает грудь вперед, а руки убирает назад, что повышает шансы коснуться финишной черты. Во втором случае правое плечо поворачивается к финишной черте, благодаря чему можно вырваться вперед отставая на несколько сантиметров. В целом разница минимальна, поэтому каждый использует то, что хочет.

Бег на короткие дистанции.

Как тренироваться

Как было сказано ранее, спортсмены должны обладать максимальной координацией своих действий и высокой выносливостью. Для этого огромное внимание уделяют развитию физической составляющей в детском и подростковом возрасте.

Стоит заметить, что тренировки без опыта обычного бега можно сравнить с попытками понять квантовую физику, зная что 2 + 2 = 4. То есть, невозможно. Но все равно есть несколько способов для начинающих.

Тренировки начинающих

Скорость в основном зависит от частоты и длинны шага. Оптимальным периодом для их развития считается возраст от 10 до 14 лет, но развивать их можно вплоть до зрелого возраста. Чаще всего для тренировок выбирают бег с высоким подниманием коленей. В среднем выполняется от 3 до 5 подходов длительностью 20-30 секунд. Во время выполнения нужно сделать максимальное количество движений, но нарушать технику строго запрещено.

Также рекомендуется в начале и конце тренировки делать растяжку для увеличения максимальной длинны шага.

После развития скорости следует приступать к развитию точности. Для этого существует два упражнения: выпады максимальной длинны с полным прогибанием и выпрыгивания из нижней позиции. Оба упражнения развивают максимальную точность для старта и разбега.

Так как тренировки высокоинтенсивные во всех случаях, то между подходами всегда стоит отдыхать. Если этого не делать, то можно порвать подколенные сухожилия, что, в свою очередь, может полностью обездвижить вас.

Поэтому самым действенным способом для начинающего остается просто бег или разминочный бег в несколько подходов по 5-15 минут.

Тренировки продвинутых

Основные направления: плоский спринт и наклонный спринт.

Первый, это обычный быстрый бег по прямой поверхности. Подойдет любой трек, беговая дорожка, спортплощадка и даже обычная дорога. Идеален как во время переходного этапа, так и после.

Второй – бег по наклонной поверхности, например холмам. Если вы только закончили начальный этап, то бег по холмам не для вас, так как вы легко можете подвернуть ногу. С другой стороны способ более эффективен и позволит достичь лучших результатов за более короткое время.

Бег на 100 метров Анализ техники.

Спринтерский бег

Содержание

  • 1 Спринтерский бег
    • 1.1 Старт
    • 1.2 Разгон
    • 1.3 Бег по дистанции
    • 1.4 Финиширование
    • 1.5 Тактика бега на дистанции 60 и 100 метров
    • 1.6 Тактика бега на дистанции 200 метров
    • 1.7 Тактика бега на дистанции 400 метров
  • 2 Техника бега на средние дистанции
    • 2.1 Старт
    • 2.2 Бег по дистанции
    • 2.3 Финиширование
  • 3 Читайте также

Спринтерский бег [ править | править код ]

Спринтерский бег — стремительный и молниеносный — длится всего несколько секунд, поэтому цена ошибки в беге на короткие дистанции очень высока. Малейшие огрехи в технике на старте или финише, неудачная постановка стопы во время бега — и шанса исправить ошибку уже не будет, теряются драгоценные доли секунды.

Спринтерский бег — это преодоление небольших отрезков с максимально возможной скоростью. Соревнования спринтеров проводятся на дистанциях 60, 100, 200 и 400 м. Отличительная особенность спринтерского бега — анаэробное (бескислородное) дыхание, когда организм получает необходимую энергию из своих собственных запасов, а не за счет дыхания. Действительно, попробуйте посчитать, сколько раз вы успеете вдохнуть за короткую 100-метровую дистанцию. Техника бега на короткие дистанции имеет ярко выраженную силовую направленность — это высокое поднимание бедра при беговом шаге, жесткая постановка стопы, мощное отталкивание.

Тем, кто начинает заниматься бегом в зрелом возрасте, спринтерские упражнения следует выполнять, когда появится определенная спортивная форма. При резкой физической активности из-за отсутствия тренированности могут произойти растяжения мышц и связок, возникнуть проблемы с сердечно-сосудистой и дыхательной системой.

Старт [ править | править код ]

Любая спринтерская дистанция начинается с низкого старта. Каждый спортсмен бежит по своей дорожке, запрещено наступать даже на разделительную линию.

Низкий старт осуществляется из специальных беговых колодок. Для выявления фальстарта в колодках находится датчик, реагирующий на давление от стопы спортсмена.

Как только давление становится меньше предельно допустимой величины (то есть спортсмен убрал ногу с колодки) автоматически фиксируется фальстарт. На стартах более низкого уровня у колодок нет такой системы.

При старте из данного положения бегун выполняет три команды: «На старт!», «Внимание!» и «Марш!»

  • По команде «На старт!» спортсмен опускается на одно колено, руки ставит возле линии,опускает голову и замирает (рис. 6.3, а).
  • По команде «Внимание!» бегун поднимает таз до выпрямления ноги, находящейся дальше от линии, поднимает колено, вес переносит на плечи (рис. 6.3, б). Между этими командами бегун не должен производить никаких других движений, в противном случае он может получить предупреждение.
  • По команде «Марш!» бегун отрывает от дорожки руки и дальнюю от дорожки ногу (рис. 6.3, в). Он отталкивается дальней ногой , одновременно выполняя мощный мах руками. Ближняя к дорожке нога резко распрямляется во всех суставах.
Читайте также  Бег на длинные дистанции это

Для начала плавного разгона спортсмен не выпрямляется вертикально резко, а стартует затылком вперед с уклоном тела 45-52°.

Разгон [ править | править код ]

Стартовый разгон, как и старт, — основная составляющая успеха при беге на короткие дистанции. При разгоне спортсмен мощно отталкивается от дорожки, бедро поднимается под углом 90° к туловищу (рис. 6.5, а — з). Первый шаг выполняется в значительном наклоне, поэтому его длина небольшая (100-130 см).

Тело бегуна в этот момент не достигает максимальной скорости, а опорная нога испытывает большую нагрузку. Именно поэтому правильно выполнять первый шаг той ногой, которая сильнее.

С увеличением скорости бега нагрузка постепенно уменьшается. Первые три шага стартового разгона следует концентрировать на силе отталкивания от опоры, а все последующие шаги — на быстром движении бедер.

Для быстрого выхода со старта бегуну нужно принять такое положение, которое обеспечит наилучшее стартовое усилие. Следует учесть, что стартовое движение начинается с движения туловищем, поэтому

для разгона нужна хорошая сила мышц спины. Туловище выпрямляется на 4-7-м метре дистанции. Чем выше квалификации бегуна, тем длиннее стартовый разгон. На первых шагах центр массы находится спереди от точки опоры, на следующих шагах — ноги ставятся на проекцию центра массы.

Бег по дистанции [ править | править код ]

Постепенно удлиняется длина шагов (190-240 см), повышается скорость.

К 30 м дистанции скорость достигает 90-95 % максимальной.

Бег по дистанции (рис. 6.6, а — с) должен быть плавным и без рывков.

Обычно одна нога спортсмена сильнее, поэтому шаги по длине получаются неравномерными.

Для того чтобы этого избежать, следует развивать более слабую ногу.

Стопа ставится исключительно с носка и на носок, не опираясь на пятку (рис. 6.7). Отталкивание резкое и мощное за счет силы стопы.

Работа рук должна быть согласована с работой ног.

Кисть полусжата или свободно разогнута (рис. 6.8, а). Если сжать кисть в кулак или вывернуть прямые пальцы наружу, это изменит траекторию движения рук (рис. 6.8, б). Руки согнуты в локтевом суставе под углом 90°, кисти поднимаются вперед до уровня подбородка.

Финиширование [ править | править код ]

В стремительном беге на короткие дистанции любая потерянная секунда на вес золота. Финишировавшим считается спортсмен, который сбивает плечами финишную ленточку (рис. 6.9, а, б). Ленточек давно нет, а определять момент финиша принято по плечам бегуна, поэтому при пересечении финишной линии следует сделать резкое движение плечами вперед, чтобы выиграть драгоценные сантиметры у соперника.

Тактика бега на дистанции 60 и 100 метров [ править | править код ]

При беге на дистанции 60 и 100 м все движения совершаются с максимальной скоростью: молниеносный старт, мощное выбегание, быстрое преодоление дистанции, стремительный финиш. Максимальная скорость достигается бегунами на 80-90 м дистанции, затем скорость падает даже у самых тренированных спортсменов.

Тактика бега на дистанции 200 метров [ править | править код ]

Старт бега на дистанции 200 м производится на вираже, поэтому колодки следует устанавливать так, чтобы пробегать по прямой как можно больший отрезок дистанции. Стартовый разгон также производится по кривой,

при этом туловище бегуна наклоняется внутрь кривой для компенсации центробежной силы. Пробежать всю дистанцию 200 м с максимальными усилиями тяжело даже для тренированных спортсменов, поэтому рекомендуется «выключаться» из бега при выходе из виража на 2-3 шага.

Тактика бега на дистанции 400 метров [ править | править код ]

Интенсивность бега на дистанции 400 м меньше, чем на 200 м, однако спринтерский шаг должен оставаться широким, свободным и размашистым . Дистанцию нужно преодолевать в равномерном темпе: первые 300 м сохранять привычную технику спринтерского бега несложно, однако на последних 100 м прогрессирует утомление, падает скорость, уменьшается частота шагов.

Техника бега на средние дистанции [ править | править код ]

Средние дистанции — 800 и 1500 м. Техника бега на средние дистанции существенно отличается от техники спринтерского бега: отсутствуют резкие ускорения, движения становятся более экономичными в плане расхода энергии, на первый план выходит скоростная выносливость, а не скорость.

Старт [ править | править код ]

Бег на средние дистанции начинается с высокого старта на две команды: «На старт!» и «Марш!».

По команде «На старт!» бегун становится у линии старта, одна нога — возле линии, вторая отставлена на две стопы назад. Туловище наклоняется вперед на 45°, ноги слегка согнуты, руки согнуты в локтевых суставах.

По команде «Марш!» начинается стартовый разгон, он продолжается 17-20 м. Постепенно бегун выпрямляет туловище до 5° и занимает место у бровки(наиболее удачное в тактическом плане), бег становится равномерным.

Бег по дистанции [ править | править код ]

При беге сохраняется небольшой (до 5°) наклон туловища вперед (рис. 6.12, а — ж), верхняя часть туловища — плечи и шея расслаблены , немного сведены лопатки, руки согнуты под углом 90° в локтевых суставах.

На опору нога ставится с носка, опускаясь на наружный свод стопы и потом на всю стопу. Нога ставится на опору мягко, она слегка согнута в коленным суставе. Оптимальный угол отталкивания от опоры — 50-55°.

При прохождении поворотов (виражей) туловище бегуна наклоняется влево (к центру виража), левая рука двигается с меньшей амплитудой, чем правая, правое плечо выходит вперед, шаг левой ногой короче, чем правой.

Такую технику применяют бегуны на все средние дистанции, однако в зависимости от длины дистанции изменяется соотношение частоты и длины шагов, скорость бега.

Финиширование [ править | править код ]

Длина финишного броска составляет 150-200 м (полкруга) и зависит от физиологических возможностей спортсмена. Туловище бегуна подается вперед, увеличивается частота маховых движений руками и шагов, однако непосредственно перед самым финишем техника расстраивается вследствие утомления мышц.

Тактика бега на средние дистанции заключается в сохранении постоянной скорости на протяжении всего забега. Для этого необходимо выбрать наиболее подходящий темп бега и придерживаться его. В соревновательных забегах нередко участвуют пейсмейкеры — бегуны, задающие ритм. Их задача — лидировать определенный отрезок дистанции со скоростью, устраивающей ведущих бегунов.

Тесты по физической культуре 10-11 класс
тест по физкультуре (10, 11 класс)

Проверка знаний старшеклассников по легкой атлетике и баскетболу.

Скачать:

Вложение Размер
testy_po_fiz-re.docx 18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовые задания по физической культуре для учащихся 10-11 классов.

Раздел: «Легкая атлетика».

1 Какой вид спорта называют «Королевой спорта?

В) Легкая атлетика

2. В каком виде спорта объединяются такие дисциплины, как: бег, метание, прыжки?

А) В современном пятиборье

Б) В единоборствах

В) В ориентировании

Г) В легкой атлетике

3. Какая дистанция в легкой атлетике считается короткой?

А) От 30м до 100м

Б) 60м, 100м, 200м

В) от 30м до 400м включительно

4. Бег на короткую дистанцию выподняется с …

А) низкого старта

Б) среднего старта

В) высокого старта

5. Какая дистанция в легкой атлетике считается средней, а какая длинной?

А) От 400м до 800м; от 1500м до 5000м

Б) От 800м до 1500м; от 3000 до 10000м

В) Средняя дистанция 500м, длинная дистанция 1000м

6. Какие виды прыжков не относятся к легкой атлетике?

А) Прыжки в длину с разбега

Б) Прыжки в высоту с разбега

В) Тройной прыжок с разбега

Г) Прыжки с трамплина

7. Какие виды метания не относятся к легкой атлетике?

А) Метание бумеранга

Б) Метание копья

В) Метание молота

Г) Толкание ядра

А) Бег на сверхдлинную дистанцию

Б) Спортивная ходьба на 25 км и 50 км

В) Кросс по пересеченной местности

Г) Бег на 42км 195м

9. Основными частями прыжка в высоту с разбега являются…

А) Разбег и приземление

Б) Отталкивание и переход через планку

В) Разбег, отталкивание, переход через планку и приземление

Г) Прыжок вверх и приземление

10. Стипль-чез это…

Б) Бег по пересеченной местности

В) Барьерный бег на 100м, 110м, 400м

Г) Бег с преодолением препятствий

11. Какие действия применяют к бегуну допустившему фальстарт в беге на короткие дистанции?

А) Снимают со старта

Б) Делают предупреждение

В) Переводят в последний забег

Г) Начисляют штрафные секунды

12. Какого эстафетного бега не существуют?

В) Круговая эстафета

Г) Эстафета «шведка»

13. Быстрота – это:

А) способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени

Б) способность человека быстро набирать скорость

В) способность человека выполнять упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции

1-в, 2 — г, 3-в, 4-а, 5-б, 6-г, 7-а, 8-г, 9-в, 10-г, 11-б, 12-в,1 3-а

Тестовые задания по физической культуре для учащихся 10-11 классов.

1.Сколько игроков-баскетболистов одновременно находятся на баскетбольной площадке во время игры?

2. В каком году баскетбол появился как игра?

3. Кто придумал баскетбол как игру?

4. Разрешается ли игрокам играть в очках или линзах?

Б) не разрешается

В) разрешается под собственную ответственность

5. Запрашивать майм-ауты и замены имеет право:

А) только тренер

Б) только главный тренер и капитан

В) любой игрок, находящийся на площадке

6. Перед выполнением приемов баскетболист принимает стойку баскетболиста. Какое положение является ошибкой в данной стойке?

А) одна нога выставлена вперед

Б) ноги расставлены на ширине плеч

В) ноги выпрямлены в коленях

Г) масса тела равномерно распределена на обеих ногах

7. Выполняя ведение мяча, и сближаясь с соперником, игрок защищает мяч…

А) отталкивая соперника рукой

Б) поворачиваясь к сопернику спиной

В) небольшим наклоном и поворотом туловища от соперника

8. При ведении мяча наиболее частой ошибкой является…

А) «шлепание» по мячу расслабленной рукой

Б) ведение мяча толчком руки

В) мягкая встреча мяча с рукой

9. Остановку баскетболист применяет для внезапного прекращения движения. Какое из положений правильно при выполнении остановки?

А) остановка выполнена на согнутые ноги

Б) центр тяжести перенесен на выставленную вперед ногу

В) остановка выполнена на прямые ноги

Г) стопы поставлены на одну фронтальную линию

10. За грубое нарушение правил, за неспортивное поведение игрок получает фол. За какое количество фолов игрок выбывает из игры?

11. Неправильный прием мяча чпсто приводит к повреждению пальцев. Каковы правильные действия травмированного игрока?

А) продолжить тренировку до конца

Б) согреть поврежденное место и наложить тугую повязку

В) охладить поврежденное место и наложить тугую повязку

12. Играя в зоне нападения, нельзя выполнить передачу…

А) в зону кольца соперника

Б) в свою зону защиты

В) игроку в зоне штрафного броска

13. При выходе к кольцу сбоку наиболее результативным оказывается бросок…

А) с отскоком мяча от щита

Б) «чистый» бросок в кольцо

14. Какие действия при обводке соперника наиболее правильны?

А) чередование ведения мяча правой и левой рукой

Б) ведение мяча дальней по отношению к сопернику рукой

В) ведение мяча ближней по отношению к сопернику рукой

15. При выполнении «чистого» броска баскетболист фиксирует свой взгляд…

А) на ближнем крае кольца

Б) на дальнем крае кольца

В) на малом квадрате на щите

16. Вытянутая рука с тремя пальцами вперед. Это жест судьи означает:

Б) трех очковый бросок

В) нарушение правил трех секунд

17. Ладонь и палец образуют букву «Т». Этот жест судьи означает:

А) технический фол

Б) минутный перерыв

В) замену игрока

18. Две открытые ладони, образующие букву «Т». Этот жест судьи означает:

А) технический фол

Б) минутный перерыв

В) неправильную игру руками

19. Две руки на бедрах. Этот жест судьи означает:

А) толчок игрока

Б) блокировку игрока

В) замену игрока

20. Поднятые большие пальцы рук. Этот жест судьи означает:

21. Резкое движение. Этот жест судьи означает:

В) три штрафных броска

22. Скрещенные руки перед грудью. Этот жест судьи означает:

А) пробежку игрока

Б) замену игрока

В) блокировку игрока

1-б, 2-в, 3-в, 4-а, 5-б, 6-в, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б, 11-в, 12-б, 13-а, 14-б, 15-а, 16-в, 17-б, 18-а, 19-а,20-б, 21-б, 22-б.

Тренировка скоростных качеств (работа максимальной интенсивности)

Эффективность тренировки максимальной скорости зависит от способности спортсмена предельно сконцентрироваться и выполнять упражнения с максимальной интенсивностью, что является основным стимулом повышения его скоростной подготовленности (Платонов, 1984 г.). Для развития скоростных возможностей используются следующие методы:

– повторный метод выполнения упражнений в максимальном темпе,

– метод скоростно-силовой подготовки или метод динамических усилий,

– метод затрудненных условий при выполнении скоростных упражнений,

– метод облегченных условий при выполнении скоростных упражнений,

– игровой (соревновательный) метод.

Перечисленные выше методы развития скорости особенно эффективно (больше чем силовые нагрузки в два раза) способствуют увеличению в клетках запасов креатинфосфата и увеличивают активность ферментов креатинфосфокиназного процесса энергообразования. Силовые упражнения на активность ферментов этого процесса вообще не влияют. Скоростные нагрузки увеличивают запасы гликогена (эффективнее силовых почти в два раза) и активность ферментов гликолиза. А скорость гликолиза под воздействием скоростной работы возрастает в 2 раза эффективнее, чем при работе силовой направленности.

Скорость реакции лежит в основе такого явления как стартовая скорость, “взрывной” характер которой является залогом успеха в спортивных играх. Поэтому лучшие тренеры и спортсмены уделяют так много внимания развитию этих качеств. В основе их (у баскетболистов, гандболистов, футболистов, хоккеистов) мощность нервной импульсации и скорость движения импульсов по нервным волокнам. Кроме того, в данном случае, степень развития этих качеств у спортсменов пропорциональна количеству миозина в мышечных клетках и его ферментативной активности в расщеплении АТФ. И, конечно, высочайшая метаболическая мощность и подвижность креатинфосфокиназного процесса энергообразования так же увеличивают силу этого “взрыва”.

В спортивных играх названный процесс необходимо развивать, прежде всего, в мышечных клетках нижних конечностей. Это может быть достигнуто за счет интервальной тренировки. Один из вариантов упражнений заключается в следующем. По сигналу тренера спортсмены делают “рывки” (бег 5 метров с максимальной скоростью), а затем дается пауза отдыха продолжительностью 60 секунд (Схема №1). По мере улучшения функционального состояния организма и скоростных возможностей спортсмена пауза отдыха между упражнениями укорачивается до 50, 40, и, наконец, до 30 секунд.

В одной серии рекомендуется 6 – 10 повторений упражнения, после чего следует активный отдых продолжительностью 8 – 6 минут. За одну тренировку проводят 3 – 4 серии таких упражнений (В.С. Финогенов, 1981). Пауза между сериями постепенно сокращается до 6 минут.

Применяются так же рывки протяженностью 10-, 15- и 20 метров, по описанной выше схеме, что способствует постепенному увеличению метаболической мощности и емкости креатинфосфокиназного процесса. Но для этих дистанций пауза между упражнениями, на пике готовности, рекомендуется не менее 40 секунд.

Продолжительность паузы между упражнениями должна быть достаточной для восстановления в мышечных клетках креатинфосфата. У юного спортсмена-дебютанта, впервые приступившего к таким тренировкам, для восстановления креатинфосфата в клетках необходима пауза отдыха продолжительностью не менее 1,5 минут.

Бег 5 метров, пауза отдыха между упражнениями – 1 мин, между

сериями упражнений – 8 минут

5м 1мин. 5 1 5 1 5 1 5 1 5 8 мин. 5 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5

По мере улучшения скоростных качеств, продолжительность паузы уменьшается. В микроцикле проводят несколько таких тренировок подряд.

Для развития стартовой скорости используется также метод “пульсирующего бега”, когда спортсмен делает на максимальной скорости рывок протяженностью 10 метров, затем пробегает 5-10 метров легко, “трусцой”. Упражнение повторяется 5 – 6 раз в одной серии и за одну тренировку проводится 2 – 3 серии. Интервалы активного отдыха между сериями 8 – 6 минут. Паузы отдыха между упражнениями (и сериями) постепенно уменьшаются по обычной схеме: – 180 сек.,- 120 сек., – 60 сек., – 40 сек., по мере улучшения функционального состояния организма.

“Рывки” протяженностью в 30 метров делаются, вначале, с интервалом в 1,5 минуты, и это упражнение повторяется 6 – 8 раз в серии. Затем паузы отдыха между упражнениями последовательно уменьшают до 75 секунд, 60 секунд и, наконец, до 40 секунд. Выполняется 6 – 8 серий таких упражнений за тренировку, с интервалами отдыха между сериями в 8 – 6 минут (Схема № 2).

Ведущий процесс энергообразования в данном упражнении – креатинфосфокиназный. Помимо развития стартовой скорости оно увеличивает метаболическую емкость креатинфосфокиназного процесса, а значит и скоростную выносливость. Количественным критерием стартовой скорости принята скорость бега на 30 метров с высокого старта (А.Н. Евтушенко, 1974). В среднем, для гандболистов ведущих сборных команд различных стран, в 1974 году она составляла 4,19 сек. А лучшие результаты – 3,8 сек.

В команде “Полет-Локомотив”, постоянной участнице высшего дивизиона чемпионатов России (СССР) по гандболу, результаты, в беге на 30 метров, с высокого старта, у лучших спортсменов (1988 г.) выглядят следующим образом:

1. Алешин И. – 3,8 сек. (мастер спорта)

2. Гопин В.П. – 3,8 сек. (двукратный Олимпийский чемпион)

3. Голубков В. – 3,9 сек. (мастер спорта Международного класса)

4. Кулинченко С. – 3,8 сек. (Олимпийский чемпион)

5. Поляков А. – 4,0 сек. (мастер спорта Международного класса)

6. Табарчук П. – 3,8 сек (мастер спорта)

Показателем стартовой скорости спортсменов-игровиков также может служить прыжок в длину (с места) или тройной прыжок (с места), а также прыжок в высоту (с места).

Ориентиром для уменьшения пауз отдыха между упражнениями является очередное улучшение результатов педагогического тестирования спортсмена, оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, уровня её адаптированности к нагрузкам. Такими ориентирами являются увеличение скорости пробегания заданной дистанции (30м) и нормотоническая реакция (по классификации С.П. Летунова) организма на тестирующую нагрузку.

Бег 30 метров, пауза между упражнениями – 1,5 минуты,

между сериями упражнений – 8 минут

30м. 1,5мин 30 1,5 30 1,5 30 1,5 30 1,5 30 8мин 30 1,5 30 1,5 30

ЧСС при нагрузке максимальной интенсивности не должна превышать 170-174 за 1 минуту. Должна повышаться скорость восстановления ЧСС и величины АД в паузах отдыха.

Важным критерием адаптированности являются результаты биохимических исследований, изменения веса, субъективные оценки тренера, врача, ощущения самого спортсмена.

Одним из физиологических критериев продолжительности паузы отдыха является её достаточность для восстановления ЧСС до 120 – 130 в 1 минуту. Начинать следующее упражнение рекомендуется только при ЧСС, не превышающей указанных величин.

В соревновательном периоде, обычно, пауза между упражнениями в 40 секунд является нормой (достижения ЧСС – 120-130 за 1 мин.) для подготовленных спортсменов. Исключение делается для спортсменов, у которых выявляются “атипические реакции на нагрузку, ухудшаются результаты измерений величин АД, ЧСС – в состоянии покоя.

Продолжительность пауз отдыха между упражнениями увеличивают и в случаях длительного (2 – 3 недели) перерыва в тренировочном процессе. Возобновляя тренировки с такими спортсменами, необходимо подходить строго индивидуально в выборе нагрузок, пауз отдыха, ориентируясь:

– на данные расспроса и визуальных наблюдений,

– на результаты измерений пульса, величины артериального давления в покое и при нагрузке,

– на результаты функциональных проб.

Достижение максимального уровня метаболической емкости, (а значит и скоростной выносливости), креатинфосфокиназного процесса энергообразования происходит в упражнениях большей протяженности (60 – 100 метров). Эти упражнения особенно необходимы для хоккеистов и футболистов, часто использующих длинные рывки. Упражнение выполняется с максимальной интенсивностью, не более 3 – 4 раз на начальном этапе, продолжительность паузы отдыха между упражнениями 1,5 – 2 минуты, пауза между сериями 15 минут. В одной тренировке проводится 5 – 6 таких серий. Продолжительность пауз между упражнениями постепенно понижается до 40 секунд, а между сериями до 10 минут.

Уменьшение пауз отдыха между упражнениями ведет к тому, что используемый энергосубстрат восстанавливается не полностью. Значит, в следующем упражнении и в следующих сериях упражнений снижение его содержания в клетках будет более значительным.

«Правило Энгельгардта» гласит, что “…чем больше истрачен энергосубстрат при нагрузке, тем выше будет уровень его последующего сверхвосстановления”.

Такие серии упражнений, некоторые авторы, предлагают чередовать с сериями, в которых паузы отдыха постепенно увеличивают. Если между первым, вторым и третьим рывками пауза была 40 секунд, то после третьего рывка ее увеличивают до 90 секунд, а после шестого – уже до 120 секунд. Увеличение продолжительности паузы отдыха сопровождается более значительным восстановлением истраченного энергосубстрата перед следующим упражнением. Более высокий уровень энергосубстрата в мышечных клетках ведет к повышению метаболической мощности и емкости энергообразования, а значит, к более высокой скорости бега и скоростной выносливости спортсмена.

«Скоростно-силовой» метод особенно эффективен для развития стартовой скорости у спортсменов и заключается он в использовании силовых упражнений для ног со штангой и на тренажерах, а также прыжковых упражнений.

Согласно «характеристической зависимости Хиллари», описывающей связь между величиной проявления силы и скоростью сокращения, оптимальная величина преодолеваемого сопротивления (вес штанги, груза в тренажере), при тренировке у спортсменов максимальной скорости движения, должна составлять 20 – 40% от максимальных возможностей спортсмена в данном упражнении.

Прыжковые упражнения проводятся без препятствий, или с препятствиями различной (возрастающей) высоты (гимнастические скамейки, барьеры), с отягощениями или без них. Прыжки чередуются – толчком с одной ноги, толчком с двух ног. Их можно чередовать с рывками (бег) на 10 – 15 метров. Весьма эффективен метод тренировки “взрывной скорости” с использованием платформ (устанавливается 5-6 платформ, высотой 70-90 см.), на которые спортсмен вспрыгивает толчком с двух ног. Эффективность упражнения существенно выше, если спортсмен, спрыгнув с одной платформы, вспрыгивает на следующую без паузы. Усложнять это упражнение можно использованием возрастающих отягощений, увеличивая высоту платформ и их количество.

К средствам развития взрывной скорости (силы) относятся разнообразные упражнения с отягощениями, при выполнении которых проявляется максимальное ускорение. Популярным упражнением является прыжок вверх с места толчком двух ног, со штангой на плечах. Вес штанги постепенно увеличивается. Толчок и рывок штанги также входят в группу средств развития взрывной скорости.

Для развития стартовой (взрывной) скорости особенно эффективны короткие рывки (бег) с изменением направления через каждые 8 – 10 метров. Общая продолжительность такого упражнения не более 8 – 10 секунд, с 3-минутной паузой отдыха между упражнениями на начальном этапе скоростно-силовой подготовки и последующим ее уменьшением (120сек., 90сек., 60 сек.) до 40 секунд. Паузы между сериями, как обычно, 6 – 8 минут. С этой же целью можно использовать и велоэргометр, применяя кратковременные ускорения максимальной мощности.

Увеличению скорости эффективно способствует и «метод облегченных условий» выполнения упражнений, когда спортсмены бегут под гору, а так же «метод затрудненных условий». В этом случае спортсмены делают взбегания в гору или вверх по лестнице, а так же используют упражнения с отягощениями (буксировка автомобильной шины и пр.).

Для того чтобы делать молниеносные броски хоккеистам, гандболистам, борцам необходимы сотни повторений за тренировку, в соответствии с вышеизложенными правилами развития максимальной скорости, а так же большая силовая подготовка.

То же самое можно рекомендовать и футболистам, относительно специальной ударной подготовки. Хотелось бы обратить внимание на широко применяемый за рубежом метод развития силы ударов ногой в упражнениях с использованием низко подвешенных боксерских мешков.

Эффективность всех названных упражнений существенно возрастает, если упражнения носят соревновательный характер, с определением лучших и худших в данном упражнении и с выбыванием. Очень полезны в этом плане эстафеты соревновательного характера.

А.И. Шамардин (1999г.) указывает, что развитие скоростных качеств у спортсмена возможно лишь при систематической скоростно-силовой работе на протяжении всего спортивного сезона.

Эта позиция имеет серьёзное биохомическое обоснование. Как показывают биохимические исследования, значительное снижение метаболической мощности, подвижности и ёмкости креатинфосфокиназного процесса энергообразования наблюдается уже после двухнедельного перерыва в скоростно-силовой подготовке.