Алгоритм техники бега прыжков и метаний

Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам и метаниям)

Начиная с 1-го класса, в разных возрастных группах здоровые дети составляют меньшинство. Многие выпускники школ имеют медицинские ограничения при выборе профессии и более чем половине юношей призывного возраста противопоказана служба в армии. Физическое воспитание в учебных заведениях должно комплексно решать проблему оздоровления учащихся и студентов. Одним из таких средств являются легкоатлетические упражнения.

В процессе обучения технике видов легкой атлетики необходимо решить несколько задач.

Общепедагогические задачи направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, самовоспитания, эстетического и эмоционального развития личности.

Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья, профилактику травматизма, содействие правильному физическому развитию.

Прикладные задачи направлены на формирование представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, для подготовки к службе в вооруженных формированиях Республики Беларусь, а также семейной жизни.

Специфические образовательные задачи направлены на формирование знаний, умений и навыков управления относительно простыми движениями, необходимыми для овладения основами техники изучаемого легкоатлетического вида, на приобретение студентами вузов умений преподавания видов легкой атлетики.

Учитывая структурную сложность техники видов легкой атлетики, ведущими методами их освоения является разучивание упражнений по частям с последовательным сведением их в целое.

По мере роста физических и двигательных возможностей занимающихся может применяться метод целостного повторения для совершенствования отдельных элементов, создания необходимого ритма.

Для младших школьников при сравнительно малом понимании ими своих ощущений подходит наглядный метод. Применение этого метода требует от преподавателя умения образцово демонстрировать детали техники и подводящие упражнения. В крайнем случае, можно продемонстрировать учебный фильм или видеосъемку. Для учащихся старших классов и студентов, в связи со способностью длительно концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. Все рассматриваемые методы обучения тесно связаны друг с другом, но на определенных этапах какой-то из них становится преобладающим.

Для облегчения обучения сложное упражнение, т.е. целостное действие, разделяют на фазы, выделяя главную фазу в цепочке движений, которой подчиняются все остальные. Главной фазой в ходьбе, беге и прыжках является фаза отталкивания, в метаниях — финальное усилие и выпуск снаряда. С обучения этим основным движениям обычно и начинается овладение техникой легкоатлетических видов. После этого следует переходить к изучению вспомогательных фаз и деталей техники, постепенно усложняя само упражнение и условие выполнения.

При обучении каждому упражнению в различных видах легкой атлетики внимание занимающихся следует обращать на отдельные стороны движения в определенной последовательности. Вначале овладеть правильным исходным положением, установить, какие части тела участвуют в выполнении движений, уточнить направление движений. После этого следует добиться согласованности в движениях по оптимальной амплитуде на небольшой скорости. Затем можно постепенно увеличивать быстроту движений и выполнять их с нарастающей силой. Такое последовательное овладение основными сторонами движения позволяет конкретно ставить частные задачи и использовать разнообразные методические приемы при обучении технике легкоатлетических упражнений.

На занятиях легкой атлетикой учитель или преподаватель организует выполнение упражнений фронтальным методом (все одновременно), групповым (последовательно, группами), индивидуальным (поочередно, друг за другом). С целью начального обучения следует применять фронтальный метод, реже групповой. Индивидуальный метод применяется на этапе совершенствования.

Типовая схема обучения

При обучении технике легкоатлетических упражнений можно использовать общие педагогические положения в типовой схеме, состоящей из трех этапов:

I этап. Задача: создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.

  1. Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения;
  2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований;
  3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.

II этап. Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

  1. Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида.
  2. Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики.
  3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнения каждым занимающимся с целью определения основных недостатков и путей их устранения.

III этап. Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

  1. Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований
  2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений
  3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.

Этапы обучения тесно взаимосвязаны и определяют лишь направленность в решении тех или иных задач процесса обучения легкоатлетическим упражнениям.

Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег, которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики.

Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага в беге на средние и длинные дистанции. Затем следует переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т.д. Далее можно изучать технику эстафетного бега, бега с барьерами, препятствиями.

Обучение технике легкоатлетических прыжков можно начинать с прыжка в высоту, который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Более технически сложные виды прыжков — тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня специальной подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.

При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого можно переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.

Легкая атлетика в системе физического воспитания. техника ходьбы, бега, прыжков, метаний.

Выполнила: Алексеева Фарида

Группа: 1р-5

Легкая атлетика в системе физического воспитания. техника ходьбы, бега, прыжков, метаний.

Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно – сосудистой системы.

Вовлечение в занятие легкой атлетикой большого числа детей содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья учащихся, формирования полноценного крепкого и здорового поколения.

Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Легкая атлетика не имеет себе равных. Качества – выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки – бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле.

Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать.

Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает ответственность за полученное дело.

Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность учащимся реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сформировать характер и оптимальную психическую сферу.

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности.

Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и на местности. Таким образом, занятия легкой атлетикой доступны для детей из малообеспеченных семей и являются наиболее демократичным видом спорта.

Техника бега
Чтобы стать бегуном-легкоотлетом, необходимо специальная подготовка (сила, выносливость, быстрота и другие качества), техническая подготовка и тактическая.

Спортивный бег может быть гладким, с искусственными препятствиями (барьерный бег), естественными препятствиями (кроссовый бег) и эстафетным.

Основу любого вида беговой программы составляет гладкий бег. Его протяженность бывает разной — от 100 м до марафона (42 км 195 м). Однако общие законы правильного бега одинаковы для всех дистанций. Если сравнить беговые движения, которые совершает стайер (бегун на длинные дистанции) и спринтер, то станет ясно, что разница в технике заключается лишь в том, что у спринтера энергичнее движения при выходе со старта и выше темп бега.
В основе техники бега на любую дистанцию лежит так называемый задний толчок, от силы и направления которого в основном и зависит скорость бега. Важен также и передний толчок, так как при неправильной постановке ноги на землю могут возникнуть силы, тормозящие бег. Происходит это в том случае, когда ступня ставится на дорожку не вертикально, а под острым углом к ее поверхности. Спортсмен как бы натыкается на беговую дорожку и, естественно, снижает скорость. Избежать этого можно, если ставить ногу на дорожку как бы загребающим движением, стараясь продвинуть стопу назад, под себя.

После переднего толчка нога, ставшая толчковой, не касаясь пяткой земли, выдерживает напор тела спортсмена, движущегося вперед, и как только центр тяжести оказывается над точкой опоры, она тут же начинает отталкивание, продвигающее бегуна вперед. То есть начинается задний толчок. Чтобы задний толчок был правильным, тело бегуна должно быть наклонено чуть вперед. Задний толчок заканчивается полным выпрямлением ноги в коленном и голеностопном суставах. Угол, который составляет выпрямленная нога с поверхностью беговой дорожки, зависит от длинны дистанции. У спринтеров он самый острый — примерно 45 — 48.

После окончания заднего толчка толчковая нога становится маховой, сгибается в коленном суставе и выносится бедром вперед. Бедро маховой

ноги при этом резко движется вперед-вверх и достигает высшей точки в момент окончания толчка. Начинается фаза полета, после которой спортсмен приземляется на маховую ногу.
Таков в самом общем виде рисунок бега. Освоение беговой техники надо начинать с выполнения следующих упражнений:

— стоя на правой ноге, руки на поясе, сделать свободные загребающие маховые движения левой ноги (затем повторить упражнение, поменяв ноги);

— принять то же исходное положение, только правой рукой будем поддерживать снизу правую ногу, согнутую в колене и поднятую вперед под прямым углом к туловищу. Теперь отпустить руку, чтобы нога падала вниз, делая захлестывающее движение, и по инерции выходила вперед (то же самое проделать, поменяв ноги).

На первых тренировках выполнять эти упражнения надо по несколько раз. Следите за тем, чтобы все движения получались свободными. При этом туловище надо держать вертикально, слегка прогнувшись в пояснице.

Ходьба спортивная
В отличие от бега в спортивной ходьбе не должно быть моментов полета (прыжков); правила соревнований требуют постоянной опоры о грунт.
В спортивной ходьбе нога ставится на пятку, после чего происходит «перекат» на носок, и нога выпрямляется, оставаясь прямой до вертикального положения ходока.
Так чередуются моменты одноопорной и двухопорной фаз.
Основные дистанции соревнований: у мужчин — 20 км (по стадиону и шоссе) и 50 км (по шоссе); у юношей 15—16 лет — 3 км; 17—18 лет — 5 км.

Прыжки
Даже самые отчаянные ребята вряд ли решатся на прыжок через ров, допустим, шириной 3 м. Вместе с тем они же после тренировки в легкоатлетической секции смогут прыгать в 2 раза дальше, конечно, в туфлях с шипами и на специально оборудованном месте.

Прыжок в длину выполняется с произвольного разбега, после которого спортсмен отталкивается сильнейшей ногой от врытого в землю деревянного бруска (не заступая за его передний край, иначе прыжок не зачтется) и летит вперед-вверх.
Тройной прыжок выполняется на том же месте, только брусок находится на большем расстоянии от ямы. В тройном прыжке после толчка сильнейшей ногой спортсмен сначала приземляется на ту же ногу, затем, после второго шага, на другую ногу и заканчивает прыжок приземлением в яму. Этот прыжок выполняют юноши 17-18 лет.
Прыжки совершаются в яму с песком, насыпанным вровень с дорожкой разбега, и длиной прыжка считается расстояние от переднего края бруска до ближайшего следа, оставленного на песке любой частью тела. Случается, что спортсмен, прыгнув далеко, не может сохранить равновесие и, падая назад, обопрется на руку, а то и сядет. Длину прыжка определит ближайший к бруску след на песке.
Справедливость данного правила нетрудно объяснить на примере. Представьте себе, что человек перепрыгнул глубокий ров, но не сумел удержаться на другом краю и упал назад, т. е. в ров. Ясно, что препятствие он не преодолел. Участники соревнований в обоих видах прыжков в длину имеют по три попытки, а засчитывается лучшая из них.
Есть такая поговорка — «Выше своей головы не прыгнешь». Так казалось и легкоатлетам, не знавшим иного способа прыжка, кроме «перешагивания». Но когда появился более совершенный прыжок — способом «волна» и «перекат», а затем «перекидной» и, наконец, «фосбери-флоп», поговорка утратила свое значение.
В высоту прыгают через деревянную планку треугольного сечения 3х3х3 см или через дюралевую трубку диаметром 23—26 мм, в оба конца которой вставляются деревянные буши треугольного или квадратного сечения. Планка опирается концами на пластины зажимов, которые перемещаются по стойкам, установленным у края приземления на расстоянии от 366 до 402 см друг от друга.
На преодоление каждой высоты спортсмену предоставляется три попытки; если все они окажутся неудачными, Прыгун выбывает из соревнований. После завершения прыжков на одной высоте планка поднимается на 3-5 см, и так до тех пор, пока не останется один прыгун — победитель. Если последнюю высоту преодолевают несколько спортсменов, то победителем объявляют того, кто взял эту высоту с наименьшего числа попыток.

Читайте также  Самые лучшие кроссовки для бега

Прыжки с шестом — самое сложное легкоатлеческое упражнение. Спортсмен разбегается с З5 — 40 м, с шестом в руках, перед планкой опускает его конец в опорный ящик и, оттолкнувшись от дорожки, повисает на шесте, выполняя всем телом мах вперед-вверх. Одновременно атлет, подтягиваясь на руках (не перенося нижнюю руку выше верхней, это запрещается делать), поворачивается на 180°, переходит в упор и, перелетев через планку, отпускает шест. Шест может быть металлическим или пластмассовым, любой толщины и длины — это зависит от роста и веса атлета.

Метания
В парках, в музеях и на стадионах часто можно встретить фигуру дискобола. Это копия мраморного изваяния, которое высек знаменитый скульптор Древней Греции Мирон в середине V в. н.э. Этим он увековечил метание диска, имевшее широкое распространение в античном мире.
Современный диск размером и весом поменьше. Он имеет деревянный корпус, окантованный стальным ободом с закругленными ребрами. (На тренировках могут применяться дюралевые или резиновые диски.)
Диск, предназначенный для мужчин, весит 2 кг, для юношей — 1,5 кг, для женщин, девушек и мальчиков — 1 кг.
Диск метают из круга диаметром 250 см, ограниченного выступающим на 2 см над землей металлическим кольцом или деревянным ободом. Дискобол становится спиной к направлению метания и берет диск так, чтобы его обод держался на ногтевых фалангах согнутых пальцев. После нескольких взмахов быстро выполняется полтора поворота, и снаряд рывком руки выпускается в сектор поля в 45°, отмеченный белыми линиями.
Тысячелетия человек применял копье на охоте и на войне, и с незапамятных времен охотники и воины состязались в меткости и дальности метания копья. Этот вид состязаний дошел и до наших дней.
Современное атлетическое копье имеет деревянное или металлическое древко с веревочной обмоткой у центра тяжести и острый стальной наконечник. Длина копья для мужчин (его метают и юноши 17—18 лет) — 260 см, а вес — 800 г. Копье для женщин, девушек и юношей младшего возраста имеет длину 220 см и весит 600 г.
Метают копье от криволинейной планки (врытой заподлицо в землю) в сектор около 29°. Разбежавшись, атлет делает замах и у планки выполняет бросок.

Так же как и копье, метают гранату и теннисный мяч, только от прямой планки с места или с разбега.
Ядро — металлический шар различного веса: для мужчин — 7,257 кг; для юношей 17—18 лет — 6 кг; для юношей 15—16 лет—5 кг; для женщин, девушек 17—18 лет и мальчиков — 4 кг; для девушек 15—16 лет — 3 кг. Ядро толкают в сектор (приблизительно 45°) из круга (диаметр — 213,5 см), ограниченного металлическим кольцом или деревянным ободом. Для упора ноги у передней части кольца устанавливается деревянный брусок.

Правильная техника бега

Человек умеет бегать от рождения, но порой задумываешься: “Почему кто-то словно парит в воздухе, а кто-то, как раненый зверь, держится за бок и едва не падает на землю?” – ответ скрывается в умении выполнять точные движения, которые вкупе называются техника бега.

Бег способен быть эстетически прекрасным и грациозным, приковывать внимание окружающих и заставлять любоваться атлетом. И пусть за грацией стоят терпение, волевые усилия и долгие тренировки. Однажды этот человек замотивировал себя освоить технику, и ему удалось. Получится и у Вас.

  1. Основы правильной техники бега
  2. Техника работы рук
  3. Положение туловища и головы при беге
  4. Техника работы ног
  5. Постановка стопы
  6. Целостный вид техники бега
  7. Сколько потребуется времени?

Основы правильной техники бега

Во время бега активную работу выполняют только верхние и нижние конечности (руки и ноги), при этом колебания головы и туловища должны быть минимальными. Скорость движения рук и ног будет зависеть от интенсивности бега. Основной задачей бегуна является выполнение цикла за минимальный срок.

Освоение техники осуществляется путем поэтапного изучения отдельных элементов, которые в совокупности образуют набор движений, позволяющих выполнять циклическую работу с высокой точностью раз за разом.

Основным физическим качеством, которое помогает в изучении и освоении элементов, является координация движений. Чем выше развит уровень координационных способностей, тем точнее выполняемые движения. Развитие координации является важным условием достижения результата в скоростно-силовых дисциплинах, таких как спринт и бег с барьерами или препятствиями.

Техника работы рук

Перед изучением положения и работы рук при беге рекомендуется запомнить, что плечевой пояс должен быть расслаблен. Излишнее напряжение плеч приводит к нарушению координации движений и, как следствие, ухудшению техники. Напрягая плечи, спортсмен будет в пустую растрачивать энергетические запасы, что приводит к утомлению мышц вплоть до судорог.

При беге руки согнуты в локтевых суставах под углом приблизительно 90 градусов, что позволяет выполнять движения более комфортно. Кисти рук сжаты в “слабый” кулак, при этом большой палец как бы приобнимает указательный или пальцы распрямлены.

Работа рук при беге происходит вдоль ребер вперед-внутрь и назад-кнаружи. Движение вперед происходит до середины солнечного сплетения, после чего рука отводится назад почти до упора. Движения руками происходят непрерывно, то есть, когда левая рука движется вперед, правая устремлена назад. Таким образом, цикл работы рук выглядит так:

  • левая вперед, правая назад;
  • правая вперед, левая назад.

Важным условием является разноименные движения рук и ног: левая нога – правая рука, и наоборот. Во время бега задействуются мышцы пресса, которые сокращаются при каждом движении рук или ног. Если выполнить одноименное движение, тогда сократятся нижняя и верхняя часть пресса, что ущемит работу внутренних органов с правой или левой стороны. Поэтому полезным и правильным является разноименный метод.

Положение туловища и головы при беге

Правильная техника подразумевает наличие минимальных колебаний туловищем во время бега. Спина сохраняет ровное положение, но при этом присутствует наклон вперед на 5-7 градусов. Когда туловище слегка наклонено, движение вперед происходит по инерции, что позволяет поддерживать необходимую скорость за счет меньших усилий. Однако, если наклонить туловище сильнее, то спортсмен будет терять скорость, а бег напомнит падение.

Ошибкой также считаются движения туловищем в стороны, когда спортсмен при выполнении цикла слегка поворачивает правое или левое плечо вперед. Подобные движения могут привести к потере равновесия, а также способствуют пустой растрате усилий, прилагаемых к поддержке скорости бега.

Ограничить движения головой достаточно сложно, поскольку во время пробежки присутствуют отвлекающие факторы, на которые глаз реагирует автоматически, что вызывает поворот головы. И все-таки существуют рекомендации касательно положения головы при беге:

  • взгляд устремлен вперед с наклоном головы на 20-30 градусов, что улучшает ориентацию и позволяет обнаруживать неровности поверхности;
  • не рекомендуется смотреть по сторонам, оглядываться назад;
  • нельзя запрокидывать голову назад.

Со временем у бегунов развивается периферическое зрение, которое позволяет рассмотреть, что происходит по сторонам без движения глаз и поворотов головы.

Техника работы ног

Движениям ногами уделяется особое внимание при освоении техники бега, поскольку от правильности их работы зависит скорость передвижения спортсмена. Скорость бега определяет высоту подъема колена. Чем выше скорость, тем более высоко поднимается колено. Также на скоростные показатели значительно влияет частота шагов.

Важным критерием при работе ног является время взаимодействия стопы с поверхностью. Существует правило, согласно которому чем меньший отрезок времени стопа касается поверхности, тем выше интенсивность бега. То есть время взаимодействия ноги с поверхностью должно стремиться к нулю.

Во время бега прилагаемые силы должны способствовать продвижению вперед и ни в коем случае не вверх. Отталкивание вверх требует больших усилий, а также увеличивает время касания ноги с поверхностью, что приводит к потере скорости.

Постановка стопы

В зависимости от индивидуальных технических особенностей бегунов постановка стопы может производиться 3 известными способами:

  1. С пятки на носок
  2. С носка
  3. Бег на внешней стороне стопы

Постановка с пятки на носок является наиболее популярной среди бегунов на длинные дистанции и любителей неспешной пробежки. После касания пяткой поверхности необходимо сохранять напряжение, чтобы не происходило “шлепанье”, и стопа не травмировалась. Такой способ постановки характерен человеку от рождения и не изменяется без целенаправленного влияния.

Бег с носка применяется на спринтерских и средних дистанциях, где требуется развитие максимальной скорости бега. Бег на носках требует поддержки высокой частоты шагов и развитой мускулатуры ног, поскольку количество затрачиваемой энергии высокое, что вызывает быстрое утомление мышц ног.

Постановка на внешнюю сторону стопы при правильном выполнении способна снизить ударную силу при совершении касания стопы с поверхностью и отталкивании. Смысл техники заключается в одновременном опускании пятки и носка на поверхность, при этом слегка наклонив стопу на внешнюю сторону.

Целостный вид техники бега

Представим спортсмена, который вышел на пробежку и выполняет технические элементы уже в процессе бега. Условно он бежит 10 километров в умеренном темпе. Перечисляем положение тела и работу конечностей от головы до стоп:

  • Голова наклонена вперед на 20-30 градусов, повороты в стороны отсутствуют.
  • Руки согнуты под углом 90 градусов и работают назад-вперед вдоль ребер до солнечного сплетения. Разноименные движения рук и ног. Кисти слегка согнуты в кулак.
  • Туловище наклонено вперед под углом 5-7 градусов. Вертикальные колебания и повороты туловища в стороны отсутствуют.
  • Известный тренер Джек Дэниелс в своей книге рекомендовал придерживаться 180 шагов в минуту. Минимальная высота подъема колен. Отталкивания устремлены только вперед, время касания с поверхностью стремится к нулю.
  • Постановка стопы происходит с пятки на носок, при этом носки слегка повернуты внутрь, что позволяет сохранить скорость бега.

В зависимости от темпа и длины дистанции существуют различные вариации набора технических элементов в беге. Стандартным в нашем случае будет именно такой набор элементов.

Сколько потребуется времени?

Тренировки по освоению бегуном техники конкретной дисциплины начинаются с начала его занятий спортом. В процессе корректируются методы изучения элементов, вносятся изменения в тренировочную программу. В дальнейшем техника совершенствуется путем усложнения, а также в процессе соревновательной деятельности.

Даже профессиональные спортсмены продолжают совершенствовать технику на протяжении всей карьеры, поскольку с течением времени в изучении бега появляются новые методы улучшения спортивного результата.

Чтобы освоить основы техники, понадобится от двух недель до месяца в зависимости от количества часов, отведенных на изучение. При работе с опытным инструктором будет достаточно 2-3 конкретно направленных занятий.

Основы техники ходьбы и бега

Меры безопасности при проведении тренировочных занятий по легкой атлетике.

Общие меры безопасности. Не начинайте тренировку без предварительной подготовки к ней (разминка). Внимательно осмотрите место и условия, где будет проходить тренировка, и если есть помехи, то устраните их. Изучите упражнение, соразмерьте его со своими возможностя­ми, и если возможности не позволяют, то лучше выбрать по­легче упражнение, чтобы выполнить его на высоком уровне. Контролируйте свои действия во время тренировки, особенно, когда начинает наступать утомле­ние и при разучивании новых, сложных по тех­нике упражнений.

Спортивная ходьба. В спортивной ходьбе наибольшая нагрузка падает на мышцы задней поверхности бедра и стопы, поэтому при помощи упражнений разогрейте и растяните их. Смотрите всегда на 4 -5 шагов вперед, особенно при ходьбе вне стадиона, чтобы вовремя заметить неровности и ямки, дабы не поставить на это место ногу. Контролируйте свои движения, при монотонной работе длительное время можно расслабиться и получить травму. Особое внимание обратите на удобную обувь и одежду, чтобы не было потертостей — это основная беда ходоков.

Бег.1) Не бегать против движения.2) Не стоять на рабочей дорожке (по которой бегут). 3) Обгонять всегда справа. 4) При обгоне нельзя резко принимать влево. 5) Помнить, что первая дорожка для всех бегунов.

Прыжки. Яма с песком должна быть вскопана, в прыжках в высоту толщина поролоновых матов должна соответ­ствовать правилам соревнований, маты должны плотно состыко­вываться друг с другом. Не начинайте разбег, пока в месте приземления находится другой прыгун. Шесты для прыжков должны соответствовать нормам и стандартам. Чтобы не получить травму при приземлении, научите прыгуна сначала правильно призем­ляться.

Метания. 1) В секторе не должно быть посторонних; 2) В поле для метаний нельзя стоять или идти спиной по на­правлению к метателю; 3) Нельзя стоять со стороны метающей руки метателя (если правша, то справа и наоборот); 4) При метаниях группой-шеренгой (граната, мяч), метать надо поочередно справа налево, если все метают правой рукой.

Причины возникновения травм: 1) Неправильная методика проведения занятий, несоблюдение принципов последовательности и постепенности в увеличении нагрузок и сложности упражнений. 2) Недочеты в организации занятий, перегрузка мест занятий, слишком большое количество занимающихся в одной группе, проведение занятий без преподавателя и т. п. 3) Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудова­ния, инвентаря, одежды и обуви спортсменов. 4) Неблагоприятные метеорологические условия. 5) Нарушение правил врачебного контроля, допуск к занятиям без разрешения врача. 6) Нарушение спортсменами дисциплины и установленных пра­вил во время тренировок и соревнований.

Читайте также  Бег с захлестыванием голени назад

Основы техники ходьбы и бега.

Ходьбы и бег имеют общие основы и свои специфические особенности. Основой является шаг и связанные с ним движения рук и туловища. Двойной шаг (шаг с правой ноги с левой) составляет один повторяющийся цикл движений. Движения рук и ног в спортивной ходьбе и беге согласованы, и строго перекрестны. Позвоночник и таз совершают сложные встречные движения: сгибание, разгибание, скручивание, боковые наклоны. Движения позвоночника, которые обусловливают встречные движения таза и верхней части туловища, зависят от согласованной работы многих мышечных групп. Отталкивание и в беге и в ходьбе выполняется преодолевающей работой мышц.

Спортивная ходьба. Длительность опоры каждой ноги больше чем длительность переноса, поэтому в двойном шаге имеются периоды двойной опоры и одиночной, которые непрерывно чередуются. Но двойная опора в спортивной ходьбе мала.

*Задний шаг (граница фазы — момент отрыва ноги от опоры);

*Передний шаг (граница фазы — момент постановки ноги на опору);

*Переход опоры ( с левой ноги на правую).

Полный цикл содержит 6 фаз по два периода одиночной и двойной опоры.

Источником движущих сил при спортивной ходьбе служит работа мышц, которые выполняют перенос ноги и отталкивание от опоры. Разгибанием бедра опорной ноги (преодолевающая работа разгибателей тазобедренного сустава) спортсмен делает «активный перекат», способствует продвижению тела вперед над опорой. Перенос другой ноги перемещает ЦТ тела вперед от места опоры и придает ему некоторую скорость (преодолевающая работа сгибателей тазобедренного сустава). Таким образом, при спортивной ходьбе спортсмен выталкивает тело впереди вверх на выпрямленную в коленном суставе ногу. От быстроты переноса ноги при ходьбе зависит частота шагов, тем выше темп. Чрезмерное учащение шагов уменьшает их длину и скорость больше не нарастает.

Бег. Время переноса ноги в беге дольше, чем время опоры, поэтому двойной опоры в беге не бывает. Имеется безопорное положение – полет. В двойном шаге имеются два периода опоры (на одной ноге) и два периода полета. Размах и быстрота движений в беге больше чем в ходьбе:

*На короткие дистанции размах и быстрота движений наибольшие;

*На длинные – наименьшие.

*Вынос ноги в полете (граница фазы — момент отрыва ноги от опоры);

*Их разделяет момент наибольшего выноса стопы (относительно таза);

*Опускание ноги к опоре (граница фазы – момент постановки ноги на опору);

*Подседание на опорной ноге;

*Отталкивание с выпрямлением ноги.

По мере увеличения скорости бегущего спортсмена потери энергии (при амортизации) и их восстановление (при отталкивании) за время опоры становятся меньше. Дело в том, что повышается частота шагов и, следовательно, сокращается их длительность.

Виды бега: бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, бег на сверхдлинные дистанции, барьерный бег, стипль-чез.


Основы техники прыжков.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) Вертикальные. 2) Горизонтальные.

Прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические, и ациклические элементы движения.

Составные части: 1) Разбег и подготовка к отталкиванию. 2) Отталкивание. 3) Полет. 4) Приземление – с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.

Разбег и подготовка к отталкиванию. Основные задачи – придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания.

Можно выделить два варианта разбега: 1) Равноускоренный разбег. 2) Разбег с поддержанием скорости. Применение того или иного варианта разбега зависит от индивидуальных особенностей прыгуна.

Чем быстрее и эффективнее произойдет выполнение последней части разбега, тем качественнее будет выполнено отталкивание.

Отталкивание — основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная и активная. Фазу отталкивания можно разделить на две части: 1) создающую и 2) созидающую. Первая часть создает условия для изменения вектора скорости, а вторая реализует эти условия, т.е. созидает сам прыжок, его результат. Одним из факторов, определяющих эффективность перевода горизонтальной скорости в вертикальную, является угол постановки толчковой ноги.

Угол, образующийся вектором начальной скорости вылета тела прыгуна и горизонтом, называется углом вылета. Он образуется в момент отрыва толчковой ноги от места отталкивания.

Основные факторы, определяющие результативность прыжков, — начальная скорость вылета ОЦМ прыгуна и угол вылета.

Полет. Эта фаза целостного действия прыжка является безопорной, кроме прыжка с шестом, где полет делится на две части: опорную и безопорную. Траекторию движения ОЦМ в полете нельзя изменить, но можно менять положения звеньев тела относительно ОЦМ.

Приземление. Цель – создание безопасных условий спортсмену, исключающие получение различных травм. В прыжках в высоту сначала спортсмены приземлялись в песок, уровень которого был приподнят над поверхностью отталкивания. Затем пришел век поролона, и место приземления стало значительно мягче, возросли результаты, появился новый вид в прыжках в высоту («фосбери-флоп»), появились фиберглассовые шесты. Стало возможным больше времени уделять самим прыжкам, не задумываясь над приземлением.

В прыжках в длину прыгают в яму с песком.

Мягкое приземление происходит за счет приземления под более острым углом к поверхности и на большем пути и за счет амортизирующего растягивания напряженных мышц, постепенно уступая воздействию силы тяжести и скорости тела.

Основы техники метаний.

Основной целью спортивных метаний является дальность полета снарядов, однако падения снаряда должно быть в зоне, установленной правилами соревнований. Скорость снаряду сообщается на различных по длине отрезков, расположенных пространственно отдельно один от другого. Вначале скорость сообщается снаряду в процессе разбега (копье – 7,8 м/с), скачка (ядро – 2-3 м/с, диска- 7,8 м/с) или нескольких поворотов (молот 20-23 м/с) – это предварительная скорость. Затем скорость сообщается снаряду в финальном усилии – заключительная скорость. Они возрастают по сравнению с предварительной скорость при метании копья и толкании ядра примерно в 4-5 раз, при метании диска – в 2 раза. Предварительная скорость сообщается снаряду за счет работы ног и туловища, заключительная – за счет включения мышц плечевого пояса и рук (копье, ядро, диск). Оптимальный угол вылета для всех снарядов меньше 45°. Ядро – 38-41°, копье – 27-30°, диск (ж) – 33-35°, диск (м) – 36-39°, молот — 44°. Технику метаний можно разделить на части в соответствии с их задачами: 1) Держание снаряда. 2) Подготовка к разбегу и разбег. 3) Подготовка к фин.усилию. 4) Фин.усилие. 5) Вылет и полет снаряда.

Основных правил техники бега

Легкая атлетика в системе физического воспитания (Техника ходьбы, бега, прыжков, метаний)

Выполнила: Галямова Илона 1Ф-8

Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его, не боятся трудностей, а смело их преодолевать.

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания. Она включает в себя пять видов упражнения ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье.

Сердце и сосуды у здорового человека обладают большой резервной мощностью, особенно у детей. Дети могут целый день бегать, играть, не проявляя при этом каких-либо признаков усталости. Размеры детского сердца зависят от степени физической активности. Большая резервная мощность сердца и кровеносных сосудов проявляется в том, что дети имеют короткий восстановительный период, т. е. пульс у них быстро приходит в норму после физического напряжения. Дети младшего школьного возраста в большинстве случаев обладают высокой возбудимостью процессов, поэтому их не следует подвергать большим физическим нагрузкам на выносливость. Для развития выносливости следует проводить игры с мячом, различные виды эстафет, упражнения с небольшими нагрузками, которые сопровождаются короткими и длинными пробежками. Каждый отдельный вид упражнений не должен терять своей направленности. Рациональный двигательный режим определяется не только по объему, но и по содержанию двигательной активности школьников. Применение всех форм физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продленного дня оказывает благоприятное воздействие на динамику умственной работоспособности в течение года, четверти, недели и учебного дня, что значительно повышает двигательную активность, улучшает физическую работоспособность.

Основные задачи физического воспитания учащихся общеобразовательных школ — укрепление их здоровья, содействие правильному физическому развитию. Это общеизвестно. Однако не менее важно вовремя обучить их жизненно важным двигательным навыкам, главными из которых следует считать навыки в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, т.е. в упражнениях, составляющих легкую атлетику.

Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников играет ведущую роль.

Разные формы занятий помогают выбрать педагогу наиболее интересные, построить свою работу разнообразно, вовлекая в занятия легкой атлетикой большое количество учеников.

Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

Ходьба— естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большой скоростью, так и своеобразной техникой, которая обеспечивает значительную быстроту и экономичность движения. Основное правило спортивной ходьбы — это постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами).

Ходить очень быстро (не бежать!) умеют не многие. Если человек в обычной ходьбе разовьет очень высокую скорость, то незаметно для себя он перейдет в бег, т. е. в какое-то мгновение его ноги одновременно потеряют контакт с грунтом. Появится так называемая форма полета, которая характерна только для бега.

Техника спортивной ходьбы

Спортивная ходьба отличается от бега тем, что в беге чередуются опорные (толчок и постановка ноги на грунт) и полетные фазы; в ходьбе — одноопорные (отталкивание и фаза передней опоры) и двухопорные (обе ноги скорохода соприкасаются с землей). Это положение наблюдается в момент, когда одна нога заканчивает отталкивание, но еще не оторвалась от земли, а другая уже поставлена на землю.

Чтобы при быстрой ходьбе избежать полетной фазы, скороходы в соревнованиях применяют спортивную ходьбу, которая имеет некоторые особенности:

1. Нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится на грунт с пятки; при отталкивании в работе не участвует сильнейшая мышца — четырехглавый разгибатель бедра. Это не позволяет спортсмену перейти на бег.

2. В спортивной ходьбе наблюдаются ярко выраженные движения таза: а) по вертикальной оси — для увеличения длины шага и уменьшения возможности перехода на бег, б) по сагиттальной (переднезадней) оси—для уменьшения вертикальных колебаний, а следовательно, и для более рационального использования силы. При хорошей технике ходьбы преобладают движения таза вокруг вертикальной оси.

3. Длина шага у отдельных высокорослых скороходов достигает 125 см, у скороходов среднего роста — 110— 115 см. В обычной ходьбе шаг равен примерно 70 см.

4. Частота шагов в спортивной ходьбе достигает 200 шагов в минуту.

5. Руки, согнутые в локтевых суставах, примерно как в беге, двигаются в передне-заднем направлении.

6. Скорость, достигаемая скороходами, очень высокая.

Бег — один из способов передвижения человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей.

В беге именно сильные «правильно» развитые мышцы являются главной причиной хорошей техники.

Фазы шага при беге

Цикл бега имеет две фазы:

1. Фаза опоры — это толчок ноги, первый контакт ноги с землей. То есть положение, когда нога касается земли. Эта фаза составляет примерно 40 процентов цикла бегового шага.

2. Фаза переноса маховой ноги начинается с отрыва ноги от земли, который плавно переходит в маховое движение ноги, и заканчивается постановкой её на опору или амортизацией, с чего начинается следующий цикл.

В фазе опоры четырехглавые мышцы бедра несут основную нагрузку при первом контакте с беговой поверхностью. Мышцы, сухожилия, кости, суставы, стопы и голени рассеивают ударную нагрузку, которая возникает при контакте с землей. В фазе переноса маховой ноги после контакта с землей и перехода стопы в среднее положение подключается задняя группа мышц бедра, мышцы-сгибатели бедра, четырехглавая мышца, икроножная и камбаловидная мышцы для обеспечения отрыва опорной ноги от земли.

В фазе переноса (полета) у спортсменов высокого уровня многие группы мышц находятся в расслабленном состоянии и обеспечивают этим экономную технику бега — и, соответственно, более высокие результаты.

основных правил техники бега

1.Следить за положением корпуса

Чем медленнее бег, тем более вертикальным должно быть тело. Если скорость увеличивается, то допускается наклон не более 5 градусов. Плечи расслаблены и отведены назад, голова – продолжение туловища, глаза смотрят прямо.

2.Легко и быстро снимать ногу с опоры

Длительный бег не связан с мощным отталкиванием, которое есть в спринтерском беге.

Читайте также  Что лучше для похудения бег или велосипед?

3.Приземляться на переднюю часть стопы

Лёгкое снятие ноги с опоры близко к центру тяжести влечёт за собой мягкое приземление, без выхлеста ноги вперёд. Чтобы повысить эффективность бега, нужно правильно ставить стопу во время фазы опоры. Стопа должна мягко приземляться: сначала нужно ставить переднюю часть, а потом постепенно всю остальную. Если это соблюдать, то будет сохранен темп и скорость, что позволит пробежать большую дистанцию.

4.Увеличивать каденс

Ритм шагов или каденс должен быть примерно 170-180 шагов в минуту. Для человека, который бегает в кроссовках с большой амортизацией, каденс значительно ниже – 160 и меньше шагов в минуту. Это означает, что у бегуна большое мышечное усилие и длительная фаза опоры. Это нехорошо тем, что мышечное усилие вызывает большой расход энергии. А ещё это травматично: мышцы крепятся к костям при помощи сухожилия, и большое мышечное усилие вызывает перерастяжение. Если так бегать изо дня в день, это может вызвать воспаление ахиллова сухожилия.

При беге в кроссовках с большой амортизацией не используется энергия упругого натяжения. При физиологичном растягивании сухожилий и связок бегун использует энергию упругого растяжения и сжатия. Эта энергия идёт на поглощение удара при приземлении и последующей пропульсии тела вперёд. Пропульсия – это пассивное проталкивание.

5.Научиться расслабляться

Все наши части тела во время бега должны сжиматься и расслабляться. Прежде всего, плечевой пояс и руки. Но важно уметь расслаблять и ноги.

Все эти перечисленные пункты можно назвать основой правильной техники бега на длинные дистанции.

В беговом шаге участвуют практически все мышцы ног, корпуса и рук. «Выпадение» любой из них в кинетической цепочке приводит к дисбалансу и травмоопасному бегу. Чтобы не допустить этого, нужно постоянно развивать мышцы: делать специальные беговые упражнения, упражнения на мышцы кора, укреплять руки и плечевой пояс.

Прыжок – это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета. В легкой атлетике имеется четыре вида прыжков: прыжок в длину, в высоту, тройной и с шестом. Раньше только мужчины соревновались во всех четырех видах прыжков.

Все легкоатлетические прыжки можно разделить на две группы:

1. прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом)

2. прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок).

Цель легкоатлетических прыжков – прыгнуть как можно дальше или выше. Прыжок однократное упражнение, в котором нет повторяющихся частей и фаз движения. Характерной его особенностью является полет. Дальность и высота полета тела зависит от начальной скорости ОЦМ прыгуна и угла вылета.

Прыжки в длину с места – несложное физическое упражнение, которое могут выполнять даже дети. Основная роль в нем принадлежит быстрому и стабильному разбегу, а также мощному толчку. Во время полета также важно сохранять равновесие и правильно приземляться.

Учебно-методическое пособие «Методика обучения и техника выполнения бега. Легкая атлетика»

Ольга Мамлеева
Учебно-методическое пособие «Методика обучения и техника выполнения бега. Легкая атлетика»

Бег является неотъемлемой частью занятий спортом, физической культурой и по большей части повседневной жизни школьника.

Регулярные занятия бегом влияют на физиологию, мышление и самооценку, и это подтверждает наука. Бег и аэробные упражнения помогают в управлении стрессом, а также в преодолении тревожности. Бегуны лучше спят, а регулярные пробежки рекомендованы при нарушениях сна. Во время бега мы отвлекаемся от проблем и привычных мыслей. Как это работает?

Во-первых, гормон кортизол, который выделяется и во время стресса, и во время длительной нагрузки, помогает нам бежать лучше, поддерживая стабильный уровень сахара в крови. Поэтому после тяжелого нервного дня кортизол стоит использовать по назначению и на благо организму, то есть — побегать.

Во-вторых, пробежка делает нас спокойнее на уровне мозга — возрастает уровень гамааминобутировой кислоты (ГАБК, нейромедиатора мира и покоя, а также выключаются гены, связанные со стрессом.

В-третьих, бег успокаивает не только голову. Когда мы думаем про «нервы», то представляем себе головной мозг, верно? Но есть еще и периферическая, или автономная нервная система (АНС). Она влияет на работу внутренних органов и состоит из двух отделов. Симпатическая АНС отвечает за состояние «бей и беги» и активируется при стрессе. А парасимпатическая — за состояние «ешь и люби», и она активна большую часть времени.

Постоянный стресс может приводить к дисбалансу в работе двух АНС. Поэтому человек чувствует себя или постоянно на взводе, или, наоборот, слабыми и апатичными.

Хронический стресс влияет и на тонус блуждающего нерва. Этот нерв проходит от головы к органам туловища и отвечает за связь органов и тканей с центральной нервной системой. Именно благодаря блуждающему нерву наши эмоции отражаются на физиологических процессах.

Также бег является самым физиологичным процессом активности, так как ходьба и бег присущи человеку с детства и органичны для него.

Правильное выполнение техники бега является залогом оздоровления организма и отсутствия травм во время занятий физической культурой вообще и бегом в частности.

Бег по дистанции

Техника бега по дистанции: набрав максимальную скорость, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища, без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции нужно стремиться выполнять широким шагом, с активным проталкиванием.

Обращаем внимание на активный вынос бедра вперед-вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением. Осваивая технику бега, нужно с первых занятий стремиться бежать на передней чести стопы, руки должны работать вдоль туловища по ходу движения, кисти расслаблены, полусогнуты, взгляд направлен вперед, дыхание ритмичное.

Методика выполнения по этапам

1) Пробегание с различной скоростью отрезков 40 – 80 м.

2) Специальные упражнения для овладения техникой (бег у гимнастической стенки, работа рук на месте, бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с захлестыванием голени, бег спиной вперед, бег с перекрестным схождением ног и пр).

3) Бег с ускорением и нарастанием ритма.

4) Бег со скоростью 80 % от максимальной на отрезках 40 – 60 м.

5) Бег в полную силу 40 – 60 м.

Рекомендации: беговые упражнения и ускорения необходимо выполнять без напряжения, свободно. Количество повторений зависит от уровня физической подготовленности. После каждого ускорений педагог обращает внимание на основные ошибки, предлагая устранить их в очередной пробежке. Указание на комплекс ошибок не позволяет учащемуся самостоятельно устранить все указанные ошибки, так как их нужно устранять по олдной под руководством и контролем педагога

Основные ошибки: голова запрокинута назад, непрямолинейный бег, верхняя часть тела раскачивается, руки движутся поперек тела, верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед, постановка ноги с пятки, ноги ставят на грунт непрямолинейно, широкий сед, носки развернуты наружу, стопа становится или сзади, или на уровне коленного сустава, нет активного загребания стопой, подняты плечи, закрепощаются руки, толчок направлен вверх, а не вперед.

Виражный бег (бег по виражу)

Техника

Техника виражного бега имеет несколько особенностей, что представляет сложность овладения этой техникой обучающимися самостоятельно: при беге по виражу для преодоления действия центробежной силы необходимо наклонить туловище влево, стопы ставить с небольшим поворотом влево, правая рука движется больше внутрь, левая – наружу, выход из поворота на прямую сопровождается плавным уменьшением наклона.

Методикаовладения виражным бегом:

— имитация движения рук на месте (активное, более широкое движение правой вовнутрь)

вбегание и выбегание на прямую из или в круг

— бег змейкой, бег по кругу радиусом 10 – 20 м.

— бег с ускорением по виражу с ускорением на отрезках 60 – 70 м.

— бег с ускорением по виражу по большой и малой дуге

Рекомендации: обратить внимание на необходимость бежать свободно и следить за своевременным наклоном туловища к центру поворота, изменением движений рук и ног, разворотом стоп влево, более широкой и свободной работой правой руки.

Низкий старт и стартовый разбег

Техника

Для лучшего упора ногами при старте применяются колодки. Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35 – 45 см от стартовой линии (1 – 1,5 столы, а задняя – 70 – 85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 – 50°; а задней – 60 – 80°. Расстояние по ширине между осями колодок равно 18 – 20 см.

Низкий старт выполняетсяв такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2 – 3 м. назад и сосредоточивает внимание на предстоящем беге.

По команде «На старт!» бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги – в переднюю колодку, и опускается на колено с зад стоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки у линии опираются на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к другу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовую линию. По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20 – 30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтера, углы между бедром и голенью соответственно 100 – 130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки.

Стартовый разбег выполняется на первых 7 – 14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2-х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании. Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей бегуна – силы ног, длины тела, физической подготовленности.

Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной.

Методика выполнения:

— Бег из различных положений высокого старта, 15 – 20 м.

Используются упражнения: И. П. – встать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища. Выполнение – падая вперед, начать бег; И. П. – то же. Толчковая нога впереди, маховая сзади. Выполнение то же; расстановка колодок вместе с бегуном, отработка команд «На старт!» и «Внимание!»; выбегание со стартовых колодок; апробация низкого старта при беге дистанции в 20-30 м;

— Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м.

— из положения планки осуществлять подъем колена к груди поочередно каждой ногой от 5 до 30 раз.

Финиширование усилия бегуна на последних метрах дистанции.

Бег считается законченным, когда бегун пересечет воображаемую плоскость финишного створа какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с максимальной скоростью, выполняя на последнем шаге бросок в финишном створе грудью или плечом.

Методика

— Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением рук назад.

— То же, в спокойном и быстром беге.

— Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью.

Рекомендовано следующие упражнения выполнять сначала самостоятельно, а затем в группе по 3-5 человек.

Возможны типичные ошибки: финиширование прыжком, остановка сразу после финиша, ранний наклон туловища.

Учебно-методическое пособие по ОБЖ для 5–8 классов «Пожарная безопасность» «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Учебно-методическое пособие Автор – составитель: Грибанова Наталья Иосифовна, преподаватель-организатор.

Методическое пособие «Речевые кубики» Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры». Для детей с ОВЗ игровая деятельность.

Методическое пособие «Веселый огород» Начался новый учебный год и значит, что впереди нас всех ждут новые открытия, увлекательные исследования, интересные мероприятия и чтобы.

Методическое пособие «Волшебные круги» Хочется сделать такие методические пособия, которые могут не только развивать детей, а еще и вовлекающие в игру. Надеюсь, что к Волшебным.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Методическое пособие «Народный эко-календарь» В рамках программы по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников «Азбука эколят»» я разработала народный экологический календарь.

Методическое пособие «Светофорчик» Предлагаю вашему вниманию методический материал для занятия ПДД «Светофор». Его можно использовать на играх и занятиях с детьми. Для изготовления.

Учебно-методическое пособие «Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет» «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский) Наверное, не стоит напоминать, что развитие мелкой моторики – очень.

Учебно-методическое пособие лэпбук «Путешествие по сказкам» Мне так понравилось делать лэпбуки, что я теперь сделала Лэпбук по теме «Путешествие по русским народным сказкам» для детей младшего дошкольного.